Чтобы увидеть венерин башмачок, нужно ехать в Озёры
По словам Олега Созинова, для того, чтобы увидеть редкие интересные растения, в том числе и краснокнижные, необязательно ехать в заказники и заповедники. Их можно найти даже в черте города. В Гродно на Меловых горах встречаются многоножка, лапчатка белая, клевер красный, зверобой горный, кадило сарматское, сон-трава.
Кстати, ближайшая к Гродно популяция орхидеи — венериного башмачка — находится в заказнике «Озёры» в окрестностях санатория «Озёрный».
— Неожиданной находкой для меня стала большая популяция ятрышника шлемоносного на железнодорожных путях в северной промзоне Девятовки. Насчитал в этом году в мае 140 цветущих растений. И вот как их в промзоне охранять? Растения не в курсе, что они охраняемые, не читают Красную книгу и растут, как им хочется, — смеётся биолог.
Среди неожиданных находок Олега Созинова — морошка. Два года назад её обнаружили на Чёртовом болоте возле деревни Глушнево. До этого в Гродненской области знали только о популяции на Докудовском болоте в Лидской районе.
Водное растение — наяду большую — впервые в Гродненском районе нашли на озере Белом во время проведения детского эколагеря.
Интересуюсь у биолога, как же неспециалист может понять, что он нашёл редкое растение.
— Должно быть чутьё, удивление, чувство, что ты этого раньше не видел, что перед тобой что-то действительно необычное.
На Гродненщине немало растений, претендующих на внесение в Красную книгу. Однако чтобы внести их в охраняемый список, а потом в Книгу, нужно иметь больше информации об этих растениях.
— Сама по себе Красная книга редкости не защитит. Нужно менять психологию человека, отношение к живому вокруг, – говорит учёный.
Красивые, но опасные
В Беларуси известно немало случаев, когда люди пострадали от ядовитых растений, например, от того же борщевика. Поэтому интересуюсь у биолога, какие растения могут быть опасными и может ли неспециалист распознать незнакомое ядовитое растение.
— Ядовитых растений в Беларуси хватает. Больше их во влажных местах обитания. Например, растения семейства Лютиковые — все ядовитые в разной степени: лютики, борцы, живокости и ветреницы. Один из самых известных ядовитых — кустарник волчье лыко. Также к ядовитым относятся практически все растения семейства Молочайные (молочай, клещевина) и Паслёновые: белена чёрная, дурман, паслёны, красавка и другие родственники картофеля, физалиса и томатов.
Есть во флоре Беларуси ядовитые растения и из семейства Зонтичные. Это «знаменитые» болиголов (которым отравился Сократ), вех ядовитый (которым, думали, отравился Сократ) и агрессивный, вызывающий кожные ожоги, борщевик Сосновского.
К условно ядовитым относят некоторые лилейные (ландыш, вороний глаз, купена) и маковые (чистотел и маки).
Некоторые виды ядовитых растений являются краснокнижными: борец шерстистоусый и обыкновенный, живокость высокая, чемерица Лобеля, сон-трава, купальница.
— Распознать по внешнему виду ядовитость растения, которого не знаешь, практически невозможно. С растениями, как и с грибами, работает правило: не знаешь, что это, сомневаешься — не трогай. Лучше просто любоваться, — советует Олег Созинов.
Многие ядовитые растения красиво цветут: лютики, сон-трава, живокость, купальница. У многих красные привлекательные плоды: волчье лыко, бересклет, паслён сладко-горький, крушина, ландыш. Вех ядовитый сладкий на вкус, семена белены чёрной можно перепутать с маковыми семенами, а болиголов пахнет мышами.
Отдельно стоит группа растений, вызывающих аллергию: золотарник, тополя, амброзия. Интересно, что большая часть источников аллергенов - растения-пришельцы, которые попали на территорию страны относительно недавно, поэтому беларусы не успели ещё адаптироваться к новой пыльце.
В целом, ядовитые растения являются ценным источником биологически-активных веществ для медицины и ветеринарии.
— Если бы фармацевты нашли супер полезное вещество от СПИДа или от рака у борщевика Сосновского, проблема с его уничтожением была бы решена быстро и автоматически, — смеётся учёный.
Вековые леса и дубравы
Кроме редких и диковинных травянистых растений на беларуском Понеманье можно найти и деревья-долгожители. Такие деревья сохранились в заказнике «Гродненская пуща» за Августовским каналом, на крутых склонах в долине рек Чёрная Ганьча, Мырыха, Шлямица. Этим деревьям – липам, клёнам, дубам – 200-250 лет.
Сохранились они благодаря тому, что растут на труднодоступных для земледелия и лесопользования местах. Вдоль Немана в заказнике «Липичанская пуща» есть участки пойменных дубрав, со средним возрастом деревьев 200 лет, а возраст некоторых дубов достигает 450 лет. Эти величественные дубравы паркового типа сформировались благодаря человеку: долгое время использовались как пастбище.
В связи с этим перед учёными иногда встаёт дилемма: вмешиваться в природу или нет. Если не вмешаться, то можно потерять редкие виды растений и животных, которые могут жить только на начальных или промежуточных стадиях развития биотопов. Например, охраняемый вид мха – сфагнум мягкий, который растёт, как правило, только на верховых болотах, восстанавливаемых после пожаров (Докудовское болото в Лидском районе).
С другой стороны, искусственное вмешательство в естественный ход развития природы может создать ситуацию, которая просто не даст шанса появиться видам и сообществам следующих стадий. Например, охраняемый лишайник – лобария лёгочная, которая растёт только в старовозрастных ненарушенных лесах.
– Поэтому всегда, когда учёные планируют природоохранные мероприятия, они должны прогнозировать и моделировать ситуацию на много лет вперёд с учётом естественной изменчивости биотопов, так как, охраняя одно растение или животное, можно потерять другое.