Послушать подкаст "Экологические хроники войны" на Spotify
Европа готовится встретить зиму без российских энергоресурсов
Фатих Бироль, глава Международного энергетического агентства (IEA), предупредил, что страны Евросоюза могут остаться без газа и других российских энергоресурсов перед началом отопительного сезона. По его мнению отключение европейских стран от поставок уже сейчас является демонстрацией того, что Россия будет использовать энергетику как “рычаг давления” в войне против Украины.
При этом исполнительный директор IEA заявил, что поддерживает “временный” возврат к использованию угольных ТЭС и приостановку программ отказа от атомной энергетики. На его взгляд это является оптимальным решением, которое будет “компенсировано” ускорением программ “зелёного перехода”. Правда, он так и не объяснил, когда это “ускорение” произойдет и не настанет ли оно слишком поздно для Европы и всего мира.
Также Бироль призвал увеличить инвестиции в возобновляемую энергетику, которая является единственным гарантом стабильности в отрасли.
Напомним, что после того как лидеры Франции, Германии и Италии посетили Киев на прошлой неделе, Газпром без объяснения причин сократил поставки природного газа в эти страны. Так, например, объемы подачи по Северному потоку упали со 167 миллионов кубометров в день до 67 миллионов.
Министр экономики и изменения климата Германии Роберт Хабек назвал сокращение поставок “политическим решением”, принятым правительством России. Он в частности заявил:
– Мы не должны обманывать себя. Прекращение поставок газа — это экономическая атака на нас со стороны Путина, — сказал Хабек. – Очевидно, что путинская стратегия состоит в том, чтобы создать неуверенность, поднять цены и разделить нас как общество.
Тем временем в Германии был повышен уровень чрезвычайной ситуации в энергетике до второго. На третьем правительство возьмет под контроль распределение энергии в стране и переведет нормирование подачи газа в “ручной режим”.
Тем временем Роберт Хабек призвал немецких домовладельцев менять свои привычки, а именно сокращать потребление энергии. Однако также предостерег поставщиков энергоресурсов от перекладывания ответственности. По его словам, только консолидированные действия немецкого общества позволят избежать чрезвычайной ситуации.
Хотя правительство Германии увеличило на 15 миллиардов бюджет альтернативных источников поставок (в частности из Норвегии), экологическое сообщество обращает внимание на то, что зависимость от ископаемого топлива – это всегда слабая энергетическая политика. Только развитие ВИЭ и программ энергоэффективности позволит сформировать устойчивую отрасль и избавит общество от чрезвычайных ситуаций в этой сфере.
Тем временем, Renewable Global Status Report 2022 показал, что спрос на энергию сегодня растет. Хотя доля ВИЭ в глобальном миксе незначительно увеличилась с 10.6% до 11.7%, доля углеродного топлива практически осталась неизменной (79.6% вместо 80.1%). Это значит мы потребляем больше углеродного топлива. В первую очередь за счет использования транспорта.
Однако как отметила Рана Абид, исполнительный директор REN 21, несмотря на некоторую стагнацию отрасли, именно возобновляемая энергетика остается оптимальным решением выхода из кризиса. Согласна с ней и вице-президент Испании Тереса Рибера:
- При правильных инвестициях в технологии, ВИЭ являются единственными источниками энергии, дающими каждой стране мира шанс на большую энергетическую автономию и безопасность, – заявила политик.
Война продолжает катастрофически влиять на экосистемы Черного моря
Одной из главных новостей прошлой недели стала информация об обстреле 20 июня российской станции по добыче газа, находящейся в оккупированной акватории Черного моря и принадлежащей “Черноморнефтегаз”. Стоит отметить, что речь идет именно о станции по добыче газа, а не нефти, как это было представлено в некоторых СМИ. Также Reuters доказали фейковость информации о разливе нефти в результате обстрела.
Однако так или иначе сегодня акватория Черного моря находится в зоне военных действий, что крайне негативно влияет на экосистему. Так, во время недавнего обстрела газовых платформ пострадал ботанический заказник Филлофорное поле Зернова, на территории которого, собственно, и осуществлялась добыча.
Этот заказник был основан в 2008 году с целью сохранения большой колонии красной водоросли филлофорны. Он также был включен в Изумрудную сеть Европы. Однако в результате экстенсивной добычи газа и нефти “Черноморнефтегазом” в 2019 году поле практически перестало существовать. Военные действия в акватории могут привести к окончательному исчезновению важной для экосистемы Черного моря колонии.
По словам директора Украинского научного центра экологии моря Виктора Комарина, интервью с которым взяло украинское медиа HB, существует несколько источников загрязнения акватории в результате военных действий.
В первую очередь это загрязнение топливом и маслом от военных судов и самолетов. Так, например, после запуска ракет подводные лодки производят сброс отработанного топлива. Оно покрывает пленкой поверхность моря и в результате смешения попадает в водную среду, приводя к токсичному отравлению организмов.
Серьезную угрозу экосистемам также представляют собой затопленные корабли, которые опасны не только выбросом топлива, но и целым списком потенциальных химических угроз. Вплоть до ядерного оружия. Стоит учитывать также загрязнение боеприпасами. Это и никель, и вольфрам, и олово, и свинец, и такие крайне опасные вещества, как, например, белый фосфор.
Виктор Комарин отметил, что разрушение очистных сооружений на побережье также приведет к загрязнению моря. Это могло произойти, например, вследствие обстрела “Азовстали” и находящихся на территории предприятия резервуаров.
Все это приводит к накоплению токсинов теми же промысловыми видами рыб, что отражается и на здоровье людей. Кроме того, боевые действия связаны с затоплением судов, выбросом топлива. А это может негативно повлиять на национальные парки и заповедники. Сегодня ученые наблюдают, как нефтяная пленка движется, например, в сторону Тузловского лимана и Белобережья Святослава, которые являются природоохранными территориями мирового масштаба.
Как война влияет на диких животных
Специалисты общественного объединения UA Animals совместно с Центром изучения природы, культуры и архитектуры “Озеро Супий” провели исследование влияния войны на экосистему озер, расположенных в бассейне речки Супий на Киевщине. Тут проходит путь миграции птиц. Одно из озер имеет статус природоохранного объекта, на его побережье располагается заказник “Усивский”.
Исследование показало, что введение военного положения остановило охоту и отстрел на тех территориях, где они были разрешена. Это в частности привело к росту популяции некоторых видов. Таких, например, как степная чайка (Larus cachinnans).
Однако очевидно, что война оказывает негативное влияние на диких животных. Многие из них гибнут во время пожаров, вызванных боевыми действиями. Кроме того, с начала войны боевые действия идут на 200 территориях, включенных в состав Изумрудной сети. Это значит, что на площади в 2.9 миллионов квадратных километров, где произрастают и обитают редкие и ценные виды, вести природоохранную деятельность невозможно.
Напомним, что последняя крупномасштабная война, которая проходила по этой территории (речь идет о Второй мировой) значительно повлияла на экосистемы. В частности, практически полностью исчезла полесская популяция бурого медведя.
Организация UAAnimals реализует множество проектов по помощи диким и домашним животным во время войны. В частности, они организовывали эвакуацию зоопарков, приютов для бездомных животных. Узнать больше о работе организации, а также финансово поддержать их работу вы можете на страницах в социальных сетях.
В Киевской области провели проверку скверов, парков и пляжей на заминированность территорий
Специалисты провели проверку более 2.5 тысяч гектаров лесопарковых зон. Большинство парков и скверов были определены как безопасные для прогулок граждан. Однако все еще остаются закрытыми некоторые территории: часть парка Лысая гора, часть парка Киото, парк Борцов за свободу и независимость, парк Деснянский, парк Муромец, часть парка на острове Труханов, часть парка Пуща-Водица и часть Мариинского парка.
Также проверку на заминирование и наличие неразорвавшихся снарядов прошли пляжи и прибрежные зоны отдыха. На территории некоторых из них, например, в зонах отдыха Осокорки и Совская балка, а также на Озере Голубое все еще запрещено купаться. Это может быть связано как с последствиями войны, так и с санитарными требованиями.
ЦЕРН не будет продлевать сотрудничество с Беларусью и Россией в 2024 году
Такое решение было принято на 208 встрече Европейской организации ядерных исследований (Conseil Européen pour la Recherche Nucléaire, CERN). Соглашение о сотрудничестве со странами истекает в 2024 году и в случае отсутствия положительной динамики по прекращению агрессии, ЦЕРН не будет его продлевать.
В заявлении совета CERN говорится, что организация была создана после Второй мировой войны, чтобы объединить ученых из разных стран вокруг мирного занятия наукой. Основной ее целью является трансграничное научное сотрудничество как движущая сила мира. Поэтому агрессия одной страны против другой противоречит принципам организации.
CERN осудил военное вторжение в Украину и по этой причине принял решение отказаться продлевать истекающее в декабре 2024 года сотрудничество с Россией, а также с Беларусью, соглашение с которой перестает действовать в июне 2024 года.
Причем Беларусь сотрудничает с организацией в рамках международного соглашения с 1994 года, в то время как Россия подписала международный договор только в 2019 году. До этого сотрудничество реализовывалось в рамках отдельных программ. С 1991 года страна имела статус наблюдателя.
Прекращение сотрудничества может вызвать серьезные проблемы для реализации научных исследований и мониторинга. В частности, одним из самых крупных проектов, реализуемых под эгидой CERN, является знаменитый Большой адронный коллайдер. Российские ученые также принимали участие в разработке и испытании его составляющих и пока не ясно, как будет реализовываться совместная работа в рамках исследований.
Расторжение соглашения может привести к тому, что около 18 тысяч исследователей окажется вне поля современной глобальной науки. Так как речь идет в первую очередь об исследованиях в области физики, в том числе и ядерной, это может быть опасно для всего человечества.