Без молока и сыра
Я морально готовилась к этому эксперименту несколько месяцев, но всё пошло не по плану в первое же утро: я проснулась, решила, что это Тот Самый День и... обнаружила, что на завтрак у меня есть только фруктовое желе в пластиковом стаканчике.
Не так, конечно, я представляла себе начало «недели без одноразового пластика», но раз уже решила всё по-честному учитывать, то пришлось есть желе, а стаканчик просто не выбрасывать.
Да, я нашла дырку в системе – некоторые вещи, сделанные из пластика, можно использовать повторно. Но первый завтрак, как можно догадаться, стал началом довольно сложной недели.
В офис в тот день я приехала с гордым видом – виноград, запланированный как обед, привезла не в пакете и не в контейнере, а в тканевом мешочке. С ужином тоже больших проблем не возникло: купила на рынке несколько початков кукурузы и положила их в свою эко-сумку.
Продавщицы стали обсуждать это, не дождавшись, пока я уйду, и в целом пришли к выводу, что такие покупательницы для них очень даже удобны. В общем, после «неудачного» завтрака я реабилитировалась в собственных глазах за счёт обеда и ужина.
На второй день мне захотелось мяса и шоколада. Конечно, можно было пойти более простым с точки зрения логистики путём, объявить неделю веганской и продолжать радовать продавщиц на ближайшем рынке, но для меня было важно проверить, можно ли жить в Минске без одноразового пластика с минимальными изменениями в рационе.
И если в первый день я поняла, что кофе придётся пить без молока, то главный выводом второго дня эксперимента стало то, что мясо и рыбу без пластиковой упаковки можно купить только в консервированном виде. Так передо мной открылся дивный новый мир тушёнок, шпротов и скумбрии в металлических банках.
А вот мир сыров наглухо закрылся, и это было ударом ниже пояса. Но слава «Коммунарке» и их шоколадкам в бумажной обёртке! Не найдя сыра без пластиковой упаковки, я смогла заесть печаль шоколадом.
Все следующие дни не приносили больших гастрономических разочарований: я находила не запакованный хлеб, ела много оливок, покупала яйца в картонной упаковке и пыталась преодолеть брезгливость и купить хоть раз печенье на развес, но воспоминания о том, как однажды в гипермаркете женщина при мне выбирала курагу, перебирая её руками, не позволили этого сделать.
Впрочем, и без печенья неделя прошла относительно неплохо. Я старалась сделать рацион разнообразным, и у меня вроде бы получилось.
Но ни разу за неделю я не смогла купить охлаждённое или замороженное мясо, замороженные овощи (в сезон кабачков это не очень актуально, конечно, но всё же), пельмени или вареники, готовую пиццу или суши, сок, кетчуп, майонез, мороженое, сырные «намазки» для бутербродов, собственно сыр, кефир, сметану, молоко или йогурт. Также пришось отказаться от круп, макарон и бобовых (кроме консервированной фасоли).
Я не смогла приготовить крем-суп из брокколи, потому что в рецепте есть молоко, и всю неделю обходилась без специй, потому что их на рынке фасуют в маленькие тонкие пакеты, а не бумажные кулёчки, как раньше.
Таким образом, хоть мне и удавалось организовывать относительно разнообразное меню, пришлось действительно от многого отказаться. Эта проблема частично сможет решиться тогда, когда в Минске откроется магазин без одноразовой упаковки, где крупы, макароны, бобовые и прочее можно будет купить на развес в многоразовую тару. Но пока что всё сложно.
Гигиенические диллемы
Если бы использование одноразового пластика было связано только с продуктами питания, эта проблема не была бы такой серьёзной. Но всё гораздо сложнее, и это стало очевидно ещё в первое же утро эксперимента, когда после завтрака я решила принять душ.
Оказалось, что единственное средство гигиены в моей ванной, которое не имеет пластиковой упаковки – это мыло. Обычное туалетное кусковое мыло.
Но перспектива мыть всю недели им волосы меня совершенно не радовала, а использовать вместо шампуня пищевую соду я была тоже не готова морально. Был, конечно, ещё вариант сходить в ближайшую парикмахерскую и попросить побрить голову «под ноль», но и от него я отказалась.
Впрочем, можно долго спорить о том, стоит ли считать бутылки с шампунем и тюбики зубной пасты одноразовым пластиком, но я предлагаю всё же считать. Отказаться полностью от этого пластика я не смогла, но он в моём конкретном случае и так минимизирован: я практически никогда не использую кондиционер для волос, давно отказалась от геля для душа и геля для интимной гигиены.
Мне комфортно пользоваться обычным кусковым мылом, но признаюсь: если бы это было не так, исключительно ради эксперимента я не стала бы менять привычный гель для интимной гигиены на что-то новое.
В целом я считаю, что санитарно-гигиеническую часть эксперимента я всё равно провалила: я мыла волосы обычным шампунем, пользовалась ватными палочками, чистила зубы своей любимой зубной пастой, пользовалась жидким средством для стирки. Я мыла посуду обычным средством из пластиковой бутылки, унитаз, раковину ванну – обеззараживающим раствором.
С медикаментами я экспериментировать не планировала, и даже если бы очень захотела это сделать, у меня бы не получилось: препараты, которые я должна принимать ежедневно, продаются только в пластиковых блистерах. Хлоргексидин в аптеках расфасован в пластиковые бутылки и не продаётся на разлив.
Ожидания и реальность
Всё то время, что я морально готовилась к эксперименту, мне казалось, что сложнее всего будет с едой, но в реальности организовать недельное питание «без одноразового пластика» куда проще, чем поддерживать гигиену. Впрочем, ключевое слово здесь – «неделя».
Да, прожить семь дней без молока, пасты с сыром, гречки и крем-супов оказалось не такой уж сложной задачей, но на постоянной основе я не готова так радикально ограничивать своё меню.
Одноразовый пластик – наш общий спутник по жизни, и с учётом нынешней инфраструктуры в Беларуси отказаться от него полностью очень непросто.
Конечно, мне существенно помогли уже имевшиеся привычки – в моей сумке практически всегда есть эко-торба, и я в целом привыкла учитывать экологический аспект при покупках. Но золотое правило «начни с себя» работает здесь не очень существенно: общая инфраструктура играет куда большую роль.
Независимо от того, сколько тканевых мешочков и больших сумок я буду брать с собой на рынок или в гипермаркет, крупы и многие другие продукты мне всё равно придётся покупать в пластиковой упаковке.
И пусть гуру движения zero waste Беа Джонсон говорит, что в магазинах полно продуктов без упаковки, этих продуктов в реальности не хватит даже для составления полноценного разнообразного веганского рациона, что уж говорить про вегетарианское меню и меню без ограничений. Можно, конечно, уговаривать себя, что не нужны ни крупы, ни бобовые, но честно ли это?
Экодружественный образ жизни не обязательно должен сочетаться с аскетизмом, и это системный вопрос, который должен решаться на уровне государства и крупного бизнеса. Это не значит, что чьи-то индивидуальные усилия ничего не стоят, - наоборот, они достойны уважения и восхищения, но мне кажется, что пора нам уже выходить за пределы теории малых дел.
Нужны изменения на системном уровне: повсеместная продажа тех же круп на развес, отказ от двойной упаковки сладостей, пересмотр ряда санитарных норм и требований.
И крик души: верните упаковочную бумагу в торговый дом «На Немиге»!