Росприроднадзор обратилися в Симоновский суд Москвы с просьбой признать Московский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), принадлежащий "Газпром нефти", виновным в загрязнении воздуха в столице. Иск подан по статье "Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него". Дата рассмотрения дела пока не назначена.
По статье заводу грозит приостановка деятельности на срок до 90 суток. Санкция статьи также предусматривает наказание для юридических лиц в виде штрафа от 180 до 250 тысяч рублей. В материалах административного дела говорится, что Росприроднадзор изучил многочисленные обращения жителей столицы «о загрязнении воздуха неустановленным лицом загрязняющими веществами неизвестного происхождения». По итогам проверки ведомство установило факты нарушения законодательства в области охраны атмосферного воздуха, по которым и возбуждено административное дело.
В пресс-службе Московского НПЗ сообщили, что завод передал в Росприроднадзор в электронном и в печатном виде материалы, запрошенные ведомством, касающиеся экологической политики предприятия, а также объемов и мониторинга выбросов с начала 2014 года.
Напомним, 10 ноября в разных районах Москвы, в том числе в центре, стал ощущаться неприятный запах сероводорода. Специалисты МЧС назвали виновником загрязнения НПЗ в Капотне. Причиной выброса могла стать неисправность установки по переработке сероводорода. Министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской также назвал виновником выброса НПЗ. В ситуационном центре Росгидромета причиной отравления воздуха назвали разовый выброс в районе Люблино.
Столичные власти не спешили называть виновника. Как говорил глава департамента природопользования Москвы Антон Кульбачевский, под подозрением находится около 10 предприятий города. Вину нефтеперерабатывающего предприятия, однако, опровергли в Министерстве энергетики России. В самой Газпромнефти тогда заявили, что информация об аварии на НПЗ не соответствует действительности и производство работает в штатном режиме. Через два дня после выброса сероводорода было возбуждено уголовное дело.
На днях арбитражный апелляционный суд Москвы принял решение взыскать с нефтезавода 1,39 млрд рублей в качестве платы за воздействие на окружающую среду в 2011–2012 гг., связанное с буферным прудом, который до 2013 года размещался на территории завода. Компания «Газпром нефть – Московский НПЗ» пообещала обжаловать это решение.
Сопредседатель экологической группы "Экозащита" Владимир Сливяк не исключает, что МНПЗ могут привлечь к ответственности, "если они виноваты". "Если будет наложен штраф, последуют какие-то санкции – это совершенно не гарантирует того, что подобные вещи не будут повторяться. Нужно разбираться с причинами, почему это случилось и как не допустить подобного в будущем. С этим у нас всегда проблемы", – сказал Сливяк.
Он отметил, что объемы штрафов в России для крупной компании "незначительные". "Поэтому я и ставлю вопрос о том, как избежать повторений подобных ситуаций. Наложат штраф, но существующий механизм, к сожалению, не может стимулировать большой бизнес к исправлению проблем, потому что легче заплатить штраф и забыть обо всем, чем что-то менять кардинально", – уверен Сливяк.
В свою очередь главный редактор журнала "Нефть и Капитал" Сергей Савушкин также не видит никаких причин для того, чтобы ждать от судебных слушаний "каких-то сюрпризов". "Никакой политики тут нет. Если они нарушили, если это зафиксировано, то выпишут им штраф. Для компании такого масштаба это будут символические деньги. Это не приведет к глобальным последствиям для московского завода", – сказал Савушкин, добавив, что нефтяные компании регулярно платят большие штрафы по добыче нефти в случаях разливов или за сверхнормативное сжигание попутного газа.
По его словам, штрафы не влияют на действия нефтегазовых компаний, потому что "это те риски, которые они закладывают в модель". "Для нефтяников ничего страшного не произойдет однозначно. Нефтепереработка – очень рискованный бизнес с производственной точки зрения. От нештатных ситуаций никто не застрахован. И это касается не только России. Это касается вообще любого НПЗ. Радикальной мерой будет закрытие этого завода и постройка нового где-нибудь подальше от Москвы. Раньше были такие планы, когда этот завод не принадлежал кому надо... В принципе, понятно, что НПЗ надо строить не в городе. Когда он строился, то был за пределами Москвы. Но это не та авария, чтобы начать говорить об этом всерьез", – уверен эксперт.
В свою очередь гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов подчеркивает, что если суд примет решение приостановить работу завода на 90 дней, "то для Москвы это будет иметь самые неприятные последствия с точки зрения обеспечения региона топливом". "Это ключевой завод. И завезти топливо с ближайших территорий в нынешних объемах не получится. Поэтому, я думаю, такого фундаментального решения, как трехмесячное закрытие Московского НПЗ, не произойдет", – сказал Симонов.