Контекст
Напомним, что законодательство в сфере обращения с животными не менялось в Беларуси с 2001 года. Лёд тронулся в конце 2018-го после открытого письма знаменитой французской актрисы Брижит Бардо в адрес Александра Лукашенко с просьбой защитить бездомных животных.
В ответе на это письмо министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей от лица президента заверил, что в нашей стране продолжится совершенствование законодательства. Сразу после этого ответа и началось обновление «Правил содержания домашних и отлова безнадзорных животных», о которых 17 лет практически не вспоминали.
Зоозащитники оперативно отреагировали на ситуацию и выслали общие предложения в Министерство жилищно-коммунального хозяйства, которое отвечает за разработку документа.
После этого руководитель международных программ помощи бездомным животным Фонда Брижит Бардо, мадам Брижит Олуа дважды приезжала в Беларусь, чтобы ознакомиться с ситуацией и повлиять на беларуских чиновников, а также объединить зоозащитников нашей страны.
Во время последнего визита в Беларусь в феврале чиновники продолжали уверять мадам Брижит Олуа, что скоро законодательство в Беларуси поменяется в лучшую сторону, однако проектов документов так и не предоставили.
В марте 2020 года общественники наконец увидели новую версию постановления №834 и поняли, что документ, цензурно выражаясь, далёк от совершенства.
– Раздобыли зоозащитники новую редакцию 834 постановления и сразу стало ясно, почему Минжилкомхоз отказался её предоставлять для обсуждения совместно с Фондом Брижит Бардо. У меня после прочтения в голове упорно вертится песенка: «остались от козлика рожки да ножки…». А ведь так хорошо, так прогрессивно все начиналось! – высказалась о новом варианте документа председатель объединения «Зоошанс» Ольга Карпова.
– Иногда я задаю себе вопрос, сколько же лицемерия и равнодушия нужно иметь, чтобы сделать подобные заявления – согласовано с общественностью...
Из поправок зоозащитников, из огромного списка предложений выбрали два самых очевидных и несущественных, остальное перекроили вкривь и вкось, – возмущена председатель общества защиты животных «Доброта» в Гомеле Екатерина Костюкова.
Всё ли настолько плохо в новом проекте документа, разбираемся вместе с представительницей гражданской инициативы «В одном Доме», которая тесно сотрудничает с фондом Брижит Бардо, Анной Толчиковой.
Какие предложения зоозащитников не учли?
По словам Анны Толчиковой, все предложения общественников сводились к двум целям: повысить гуманность обращения с животными и ввести гуманные методы регулирования их численности. От этого и главное разочарование: стремления следовать этим целям и решать проблему катастрофического числа безнадзорных животных у разработчиков законодательства нет.
Вот какие принципиальные предложения зоозащитников чиновники отклонили:
1. Ввести обязательную стерилизацию владельческих животных, не представляющих племенной ценности.
– Мы понимаем, что пока недостаточно информационной работы с населением, поэтому многие наши граждане не понимают всю пользу, что приносит стерилизация своего питомца как хозяину, так и его животному, – убеждена Анна Толчикова. – Для зоозащитников же это стратегически важная мера в решении проблемы бездомных животных.
2. Изменить принцип ограничения на количество животных в квартирах.
В прошлой версии было два животных, стало три, но с указанием комбинаций по видам животных, из которых получается, что если у вас три кота или три собаки – вы уже нарушитель. Общественники же предлагают в этом пункте ориентироваться на соблюдение санитарных и ветеринарных норм в квартире, а не на количество животных.
– В ситуации, когда пункты временного содержания и приюты зоозащитных организаций переполнены от животных, данное ограничение не просто не помогает решить проблему поиска рук этим животным, оно ещё и создает очевидные препятствия тому, – разъясняет Анна Толчикова.
– Из-за их непрекращающегося потока большинство волонтёров вынуждены держать у себя дома спасёнышей в количествах, значительно превышающих трое животных. Разработчики проекта предлагают их снова вышвырнуть на улицу, где граждане из своих налогов заплатят по 200-500 рублей за поимку каждого?
3. Ввести понятие гуманного умерщвления.
Так и не внесено понятие «эвтаназия», поэтому в настоящее время в регионах Республики Беларусь практикуют зверские способы умерщвления животных, несмотря на то, что Положением о порядке деятельности организаций по отлову, отстрелу, содержанию и эвтаназии безнадзорных животных в Республике Беларусь, установлено, что для эвтаназии могут быть использованы различные химические, фармакологические средства, не вызывающие беспокойства животных.
4. Ввести ограничение на разведение животных.
– В то время, как каждый день сотни уже родившихся собак и котов ждут спасения от смерти, есть люди, которые заполняют рынок животными, специально разведенными в целях коммерческой выгоды, – поясняет ситуацию Анна Толчикова.
– Разводить может кто хочет и как хочет. В западных странах существует обязательное лицензирование деятельности по разведению животных, что должно быть урегулировано и у нас.
5. Ввести ответственность за отказ от животных.
Сегодня люди могут с чистой совестью плодить животных и свободно приносить их дважды в год в пункт временного содержания, перекладывая проблему на бюджет.
– Такая практика не способствует воспитанию ответственного отношения к животным, поэтому предлагаем хотя бы ввести возможность по решению руководства конкретного пункта устанавливать плату за сдачу к ним животных, – рассказывает зоозащитница.
6. Отказаться от понятия «собака потенциально опасной породы».
Общественники предлагают заменить формулировку на «собак, требующих особого содержания».
– Потенциально опасных пород нет. Есть лишь владельцы, которые не знают, как правильно воспитывать своего питомца, – разъясняет позицию Анна Толчикова.
– И в цивилизованных странах степень агрессивности животного определяется в индивидуальном порядке, а не навешивают клеймо на всех без разбора. Почему же тогда наши законодатели так держатся за это определение? Это простое незнание предмета своей работы или же как-то связано с тем, что за собак из списка потенциально опасных пород владельцы платят в пять раз больший налог?
7. Снять требование держать на привязи или в вольере всех собак выше 35 см и весом более 10 кг, а также из перечня особо опасных пород.
– Эта норма касается территории частных домов. Хозяева должны обеспечить невозможность выхода своих собак за пределы территории без сопровождения, но держать на собственном участке собак исключительно на привязи – в этом нет ни гуманности, ни толерантности, ни разумности, – говорит представительница инициативы «В одном Доме».
– Хозяев это лишает права свободно проводить время со своим питомцем, а также сводит охранную функцию собак практически к нулю.
8. Снять требование надевать намордники абсолютно на всех собак, выше 25 см.
– Сейчас внимание сконцентрировать на ключевых проблемах и по ним компромисса быть не может, – говорит об общем отношении к новому законопроекту Анна Толчикова.
– И либо министерство пропишет полноценный комплекс мер, который доказал свою эффективность в гуманном снижении численности бездомных животных в десятках стран мира, либо выпустит проект-пустышку.
По словам зоозащитницы, ключевые меры, которые должны быть введены новыми правилами – это обязательная идентификация владельческих животных и стерилизация тех, кто не представляет племенную ценность:
– Первая мера помогает с потоком выбрасываемых животных, так как есть возможность установить хозяина животного. Вторая направлена на уменьшение числа животных, которых разводят люди.
Спасибо, что хоть отстрел запретили?
Немногочисленные позитивные нововведения, по мнению зоозащитницы Анны Толчиковой, скорее само собой разумеющиеся изменения, учитывая, что за окном 2020-й год. Вот те немногие плюсы новых Правил:
-
вводится обязательное чипирование;
-
запрещается отстрел животных;
-
разрешается приводить животных в общественные места, заведения, если это не запрещено внутренними правилами;
-
вводится понятие приюта для животных;
-
уточняется понятие жестокого обращения;
-
к мероприятиям по отлову по заявительному принципу могут подключаться представители ОЗЖ;
-
владельцев собак обязуют убирать за своим животным;
-
возможно, будет разрешена система ОСВВ (Отлов-Стерилизация-Вакцинация-Возврат) для котов.
Что дальше?
Формально новый проект правил уже готов к направлению в Министерство юстиции, однако зоозащитники ещё рассчитывают внести в него изменения, подключая СМИ, всю заинтересованную общественность и неравнодушных представителей власти.
Так, депутат Палаты представителей Мария Василевич после личной встречи с общественниками предложила свой вариант содействия зоозащитным организациям и направила в Минжилкомхоз депутатский запрос о том, какие из единых предложений обществ защиты животных министерство не приняло и по какой причине.
По словам Анны Толчиковой, в Минжилкомхозе неоднократно обещали провести встречу с зоозащитными организациями прежде чем проект документа пойдёт на утверждение в Министерство юстиций.
– На фактические примеры и обоснованные аргументы мы порой получаем ответы в виде личных домыслов. Может быть поэтому, оценивая комплексно текущую версию проекта, мы задаемся вопросом: это точно писали прогрессивные законодатели, – высказывает общее настроение зоозащитников Анна Толчикова.
– Поэтому мы ждём встречи, на которой планируется, что Минжилкомхоз обоснует отклонение большинства поданных им в декабре единых предложений зоозащитных организаций и инициатив.
Кстати, можно помочь
Сейчас гражданская инициатива «В одном Доме» занимается переводом и адаптацией программ гуманного снижения численности бездомных животных, разработанных крупной международной коалицией ICAM. Адаптировать данные программы рекомендовал сам Фонд Брижит Бардо и они представляют из себя всесторонние комплексные руководства, основанные на мировой успешной практике.
Желающие предложить свою помощь в адаптации упомянутых документов и составлении программы для нашей страны, могут обращаться в социальных сетях к Анне Толчиковой. Например, сейчас будет крайне полезна помощь в переводе с английского языка.