29.10.2021 / 11:10

С 31 октября по 12 ноября в Глазго пройдут международный форум и большая конференция ООН, посвященные проблеме изменения климата.

Зелёный портал разобрался, что такое COP, почему эта встреча важна и какие решения на ней могут быть приняты.

 

Что такое COP-26?

Это встреча сторон (Conference of the Parties, отсюда и аббревиатура COP) Рамочной конвенции ООН по изменениям климата.

Конвенция была принята на «Саммите Земли», который состоялся в Рио-де-Жанейро в 1992 году.  Ее одобрило 180 стран. Ратифицировала конвенцию и Беларусь. То есть наша страна также приняла на себя климатические обязательства по сокращению выбросов парниковых газов.

Суть конвенции в том, что страны-подписанты признают проблему изменения климата и непосредственное влияние на этот процесс человеческой деятельности. Они также обязуются сообща добиться «стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему».

Первая встреча сторон (COP) прошла в Берлине в 1995 году. Нынешняя будет уже 26-й.

 

Чего смогли добиться страны за время действия Рамочной конвенции ООН по изменениям климата

Уже на COP-3, 11 декабря 1997 года, был подписан Киотский протокол. Его цель — сократить уровень содержания в атмосфере шести парниковых газов, которые и приводят к изменению климата.

Встретившиеся в Киото политики признали, что страны имеют равную ответственность, но разные возможности по стабилизации окружающей среды. Поэтому индустриально более развитые страны должны взять на себя большие обязательства чем страны, находящиеся в стадии перехода на рыночную экономику. Это создало некоторые сложности в принятии Киотского протокола. США, например, подписало, но не ратифицировало документ. Канада вышла из него в декабре 2012 года.

Тем не менее Киотский протокол долгое время считался важным документом, который призывал и мотивировал страны всего мира к активным действиям по снижению выбросов парниковых газов. Однако изменения климата продолжались, количество выбросов не уменьшилось, а некоторые страны даже нарастили свою долю в образовании парниковых газов.

В 2001 году на COP-7 было подписано Марракешское соглашение, которое предполагало более детальную проработку Киотского протокола. Однако по-прежнему все это больше походило на бюрократические игры без конкретного плана действий. Общество и планета призывали к нахождению реальных решений.

В 2005 году в Монреале прошла первая встреча Рабочей группы по Киотскому протоколу, но неэффективность данного соглашения виделась все отчетливее.

Наконец, в 2015 году в Париже на двадцать первой конференции по изменению климата (COP-21) страны Рамочной конвенции ООН встретились, чтобы принять Парижское соглашение.

 

Чем Парижское соглашение отличалось от Киотского протокола и других договоренностей по сохранению климата?

В первую очередь четкостью поставленных целей. К тому времени ученые уже обладали достаточным количеством собранных данных, чтобы представить будущее планеты при сохранении темпов загрязнения.

Если темпы добычи и использования ископаемого топлива увеличатся или даже останутся прежними, то это приведет к увеличению приземной температуры на 3-5 градуса к концу XXI века. Последствия таких изменений будут катастрофическими: увеличение уровня мирового океана, что изменит географию планеты и приведет к исчезновению стран и городов, дестабилизация климата (резкие скачки в температурных максимумах и минимумах), рост количества природных катаклизмов. В общем, если не остановить увеличение приземной температуры (глобальное потепление), то через какое-то время выживать на планете Земля будет не просто. О счастливой спокойной жизни можно будет точно забыть.

Чтобы этого не произошло, странам всего мира предлагалось взять на себя добровольные обязательства по удержанию повышения приземной температуры в районе 1.5 – 2 градусов.

Пример показала Швейцария, которая первой обязалась к 2030 году сократить на 50% выбросы парниковых газов по сравнению с 1990. 30% из этих сокращений касалось выбросов в самой стране, 20% достигалось за счет участия в международных проектах.

За ней последовали другие страны. Так, Евросоюз обязался к 2030 году сократить на 40% выбросы и к 2050-му — на 80-90%. США и Китай, основные производители парниковых газов в мире, обязались уменьшить на 26-28% загрязнения по сравнению с 2005 годом.

То есть в Парижских соглашениях страны обозначили конкретные цели, которые намеревались достичь.

Однако многие климатологи были недовольны, вновь упрекая политиков в недооценивании проблемы и своеобразном «мошенничестве». Так, критиковалось решение взять за точку отсчета 1990 год. Именно в 90-х началась новая технологическая революция, которая принесла нам интернет, изменение принципов производства, а также сместила выбросы в другие сферы.

Заводы стали чадить меньше, но возросло количество перелетов и увеличился уровень потребления. Поэтому обязательства чем-то напоминали уловку. Так, например, в Беларуси в начале нулевых по сравнению с 1990 годом значительно сократились выбросы парниковых газов в промышленности, что позволяло стране даже «нарастить» индустриальные мощности, оставаясь верной принятым обязательствам.

Также прописанные в самом соглашении формулировки можно было трактовать по-разному. Это давало возможность странам при желании уходить от ответственности за выбросы парниковых газов.

Например, США 1 июня 2017 года вообще вышли из Парижского соглашения, обозначив свою позицию как «открытую для переговоров». Только 20 января 2021 года один из ключевых загрязнителей планеты вновь взял на себя климатические обязательства.

Все это подтверждало мнение — Парижские соглашения звучат конкретнее, чем Киотский протокол, но пока рано говорить об их эффективности.

 

Что будет обсуждаться на COP-26?

От конференции в Глазго ожидают, что для климатической политики она станет не менее значимой, чем прошедшая в Париже. 

Предыдущая встреча в Мадриде в декабре 2019 года была уже необычна тем, что на ней впервые прозвучал голос молодых экологических активистов.

Выступление Греты Тунберг впечатлило многих. Это уже было не просто ворчание климатологов о неэффективности политических решений. Это был голос молодого поколения, которому предстояло жить в условиях климатических изменений. Поэтому встреча в 2020 году в Глазго должна была стать судьбоносной, но ее решили перенести из-за пандемии. Это дало дополнительное время подготовиться и политикам, и климатологам, и экологическим активистам.

Можно сказать, что главной целью COP-26 является выработка эффективных механизмов сотрудничества. Кроме «апгрейда» планов по сохранению увеличения температуры в приземном слое на уровне 1.5 градусов, на конференции также предполагается работа над программами по адаптации к изменению климата. Это значит поддержка тех сообществ и экосистем, которые сильнее всего испытывают на себе негативные последствия выбросов парниковых газов уже сегодня.

Для достижения этих двух основных целей предполагается как увеличение финансирования экологических проектов и программ по адаптации, так и улучшение программ международного сотрудничества. Последнее предполагает завершение работы над Книгой правил Парижского соглашения, в которой прописаны основные механизмы контроля за выполнением взятых странами обязательств. Что касается финансовой поддержки, то планируется увеличить финансирование экологических проектов в развивающихся стран до 100 миллиардов долларов в год.

 

Будет ли встреча COP-26 эффективной в решении вопросов изменения климата?

Встреча сторон Рамочной конвенции — это не единственное мероприятие, которое пройдет в Глазго с 31 октября по 12 ноября. Программа более чем насыщенная, а это значит, что в Шотландию прилетят представители экологических движений со всего света. Фактически в Глазго пройдет форум, на котором разные активисты, организации и инициативы будут обсуждать и договариваться, как решать существующие проблемы сообща.

Например, Сlimate Action Network ВЕКЦА (Восточная Европа, Кавказ, Центральная Азия) подготовили единую позицию от 60 экологических организаций из 11 стран региона, которую они представят на COP-26. Подобные заявления о необходимости более внимательного и бережного отношения к окружающей среде прозвучат в Глазго от активистов со всего мира.

Некоторые предварительные встречи, на которых обсуждались актуальные вопросы и была сформирована общая позиция, уже прошли. В сентябре в Милане представители некоторых стран, а также движение YOUTH4CLIMATE обсудили темы, о которых будут говорить и по которым будут приниматься решения в Глазго.

Пока и Киотский протокол, и Парижское соглашение выглядят лучше на бумаге, чем на деле. Национальные правительства по-прежнему не готовы отказаться от моделей индустриальной эпохи. Как сообщается в недавнем докладе ООН, речи о сокращении добычи ископаемого топлива не идет. Россия, например, к 2030 году планирует на 5% увеличить добычу угля по сравнению с показателями 2019 года. Сохраняется эта тенденция и по всему миру — по нынешним прогнозам к 2030 году будет добыто на 110 % больше ископаемого топлива, чем это совместимо с планами удержать изменение приземной температуры в диапазоне 1.5 градусов.

Безусловно подобные COP-26 встречи важны. Они позволяют еще раз на всех уровнях напомнить о проблеме изменения климата, показать с какими трудностями сегодня сталкиваются люди в мире из-за того, что некоторые страны отказываются сокращать выбросы парниковых газов. Причем проблемы возникают именно у бедных развивающихся государств, а не в странах общества благополучия. Это, в частности, приводит к миграции из менее защищенных регионов в более обеспеченные.

Так что экологические проблемы сегодня пронизывают все человеческое общество, вынуждая политиков брать на себя новые и новые обязательства. Придумают ли они механизмы решения проблемы или остановятся на уровне обсуждения — вопрос открытый. Проходящий в Глазго форум также позволит экологическим активистам понять, что они могут сделать, если политические решения вновь окажутся голословными.

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость