29.10.2021 / 09:10

Практически ультиматум прозвучал на Седьмой встрече сторон Орхусской конвенции: если до 1 декабря власти не восстановят ликвидированную ОО «Экодом», то с 1 февраля Беларусь лишится своих прав и привилегий.

Международная встреча сторон Орхусской конвенции прошла в октябре в Женеве, и одним из её результатов стало решение, принятое большинством голосов: если власти Беларуси не восстановят регистрацию ОО «Экодом» до 1 декабря, то с 1 февраля страна лишится своих прав и привилегий.

Такое решение было впервые принято в истории конвенции, отмечает директор ОО «Экодом» Марина Дубина в онлайн-эфире на канале «Барометр рэвалюцыі».

ОО «Экодом» – старейшая экологическая организация Беларуси, ликвидированная в августе 2021 года по решению Верховного суда. Организацию обязали возместить государству 87 рублей за судебные издержки. Ранее у директора Марины Дубиной, а также у члена Совета Ирины Сухий прошли обыски.  

Если регистрацию не восстановят, то Беларусь не сможет участвовать во встречах сторон Орхусской конвенции и голосовать на них, а также может лишиться «доступа к международной помощи», отмечает директор. О чём ещё идёт речь, пока сложно сказать – ведь это первый прецедент.

Более подробно о мерах станет известно в конце зимы. С 1 февраля вступит в силу решение, принятое на встрече сторон, а органы Конвенции подготовят отчёт, где объяснят, каких именно прав и привилегий лишится страна.

Создать первый подобный прецедент в истории международного экологического соглашения – «сильный имиджевый урон для государства», считает Марина Дубина.

– Подобных случаев сотни, но именно на нашем примере была сделана правовая оценка международным органом, – говорит она. – Это признание факта, что ликвидация общественной организации связана с её деятельностью, и подтверждение того, что нельзя разделять экологические и гражданско-политические права.

Решение, по словам Марины Дубиной, подтверждает: в стране, где нарушаются фундаментальные права человека, невозможна свободная реализация иных прав, в частности экологических.

Можно ли ждать, что «Экодому» восстановят регистрацию?

– Мы надеемся, – говорит директор организации. Она напоминает: в Конституции Беларуси закреплено верховенство норм международного права над национальным, но, по её оценке, страна находится в условиях правового дефолта. Минприроды Беларуси видит ситуацию иначе: министр Андрей Худык назвал решение в Женеве политически мотивированным и дискриминирующим Беларусь.

Позитивный ли это кейс с точки зрения «Экодома»? Марина Дубина считает, что наилучшим вариантом было бы вообще избежать ситуации, когда в стране ликвидировано несколько сотен общественных организаций.

С другой стороны, кейс показывает, что даже международный орган способен принимать быстрые решения, определяя конкретные сроки их реализации и оговаривая последствия. Благодаря этому и более ранним прецедентам из Беларуси у Комитета по соблюдению Орхусской конвенции уже на следующей неделе появится специальный докладчик, который сможет и в дальнейшем оперативно принимать такие решения.

Орхусская конвенция – это конвенция Европейской Экономической Комиссии ООН «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды».

Она существует с 1998 года, Беларусь ратифицировала документ в 2001 году. За всё время Комитет по соблюдению Орхусской конвенции принял четыре сообщения о несоблюдении конвенции:

- по строительству Нёманской ГЭС;

- по строительству Островецкой АЭС;

- по преследованию антиядерных активистов в Беларуси в рамках кампании по освещению строительства АЭС (2017);

- по строительству аккумуляторного завода в Бресте (2020);

После получения замечаний Беларусь, по словам Марины, обычно предпринимала меры, и в целом работала над имплементацией документа.

– В основном действия касались законодательства, мы можем видеть большие изменения, но не можем сказать, что так же сильно изменилась практика, – говорит директор ОО «Экодом».

Она отмечает: большая часть изменений происходила благодаря Минприроды. Но сторона Конвенции – не одно министерство, а вся страна.

– Когда вопросы казались политизированных решений – АЭС, аккумуляторный завод – мы не видели стойкой позиции от госорганов и желания разрешить очевидные проблемы, – говорит Марина Дубина.

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость