Вы знали, что грядки возле многоэтажек – это не пережиток сельского прошлого, а озеленение двора? Вот в Чаусах теперь знают. А о том, что в Беларуси уже есть многоэтажки, которые используют тепло загрязнённой воды?
Знали ли вы, что количество видеокамер наружного наблюдения с 2013 по 2015 годы в Минске увеличилось примерно в 8 раз, со 130 до 900? Цель этого – безопасность.
Развивая концепцию умного города, специалисты забывают, что это город умных горожан и для умных горожан. Проблема не только в том, что технологии не решают нужных задач и устарели. Она ещё и в том, что жители города часто не замечают инновационные проекты.
Читайте также: Спасти ветклинику и избавиться от речного мусора. Топ-5 петиций ноября
Ум: латышский город собирает всю информацию в одном центре
«Изюминка в том, чтобы сделать город для человека и чтобы человек это понял», – считает Гинтс Рэинсонс, руководитель Городского операционного информационного центра латвийского города Елгава (презентация спикера в pdf).
В Елгаве 60 000 жителей, и это четвёртый по размеру город Латвии. Небольшой для беларусов, как предполагает спикер: ведь среднее количество жителей беларусского города – 160 000.
«Плюс – легче внедрить технологии, потому что на них требуется меньше денег. Минус – в городе мало денег, потому что мало и людей», – говорит Гинтс Рэинсонс во время выступления на форуме «Общий город» в Минске в сентябре.
Елгава активно пользуется деньгами ЕС и уже реализовала 9 проектов, в том числе инфраструктурных. Их стоимость исчисляется суммами в масштабе нескольких миллионов евро, но вне зависимости от того, за чьи деньги происходят инновации, граждане их могут не заметить.
Мозг Елгавы, который наглядно видят её жители – Центр оперативной информации самоуправления (POIC), где координируют процессы, которые касаются благосостояния граждан, безопасности и инфраструктуры.
В режиме 24/7 там принимают жалобы и предложения, в том числе по чрезвычайным поводам. Полицейские ведут видеонаблюдение, находятся транспортники и другие службы. Информация стекается с сенсорной сети и метеостанций.
Ещё в Елгаве есть то, чему жители Минска были бы рады на общественных обсуждениях проектов: 3D-моделирование для иллюстрации повышения уровня воды и планирования городской инфраструктуры (как это может быть реализовано: пример 1, пример 2).
Читайте также: Велошкола, марафоны и велоэкскурсии. Готов ли бизнес помогать «ВелоГродно»?
Город сложный, но говорить о нём надо проще. Иначе не поймут
Жителю города важны инфраструктура и её скорост, а также то, что приносит удовлетворение. Он не задумывается, как работает городская среда, считает Гинтс Реинсонс.
«Если бы профессионалы говорили не таким умным языком, люди бы поняли, что уже живут в умном городе. Но мы, специалисты, смотрим иначе на ту же картинку с парками и дорожками: мы видим намного больше инфраструктуры и систем, о которых должны заботиться и где ежедневно работают специалисты», – считает он.
Гинтс Рэинсонс подчёркивает, что технологии окупаются:
«Умный город выгоднее: раньше специалист до 6 утра проезжал по городу и фиксировал, работают ли светофоры, а сейчас умная система даёт информацию сама. Раньше весной полицейские сами проверяли уровень воды, сейчас – нет», – говорит латышский специалист.
Тезис подтверждает участник из США Боб Беннет. Он приводит пример Канзас-сити: за четыре года там удалось сократить административные издержки больше чем в два раза. А 3 миллиона долларов вложений со стороны города через 4 года дали 2,5 миллиарда долларов отдачи. Хотя, возможно, в Беларуси просто не считали экономический эффект для города от использования 115.бел
Читайте также: Умный город: как превратить квадратные метры в комфортное жилье
Тепло: в Беларуси учатся строить автономные панельки
Елгава пользуется не только грантами ЕС, но также возможностями софинансирования, в частности – в 2017 году на утепление многоквартирных домов.
Программа с похожей темой недавно закончилась в Беларуси. В рамках 6-летнего проекта Глобального экологического фонда было построено три экспериментальных жилых дома в Минске, Гродно и Могилёве (отчёт об опыте проектирования энергоэффективных домов второго поколения можно скачать здесь).
Зачем? Потому что только 9% жилого фонда может похвастаться энергоэффективным потреблением (А+, или менее 90 кВтч/м2).
“Всё остальное – это старые дома или новые, которые строятся без учёта требований по энергоэффективности”, – говорит Александр Гребеньков, эксперт проекта “Энергоэффективность жилых кварталов как фактор устойчивого развития городской среды”.
По данным, которые представил Александр Гребеньков, в Беларуси жилые дома потребляют порядка 40% тепловой и более 20% электрической энергии. 64% домов потребляют 91-160 кВтч/м2 (ссылка на презентацию в pdf).
У домов, построенных в том числе за деньги проекта, низкое энергопотребление (30-35 кВтч/м2), они используют энергию от тёплого воздуха и воды, для частичного отопления – возобновляемые источники энергии. Среди решений не только индивидуальная регуляция температуры в квартире, но и, например, использование тепла «серых вод».
«На мой взгляд, устойчивый город стремится к минимальной зависимости от внешних ресурсов. Наша задача – сократить зависимость домов от этих ресурсов», – говорит Александр Гребеньков.
Пока строительство получило не слишком большой резонанс, потому что технологии нацелены на сокращение потребления тепла. А оно в Беларуси стоит дёшево.
Но это лишь вопрос времени: эксперт объясняет, что жители домов возмещают около 100% стоимости электроэнергии и лишь 20% – тепловой. К 2019-2020 годам, по его словам, доля возмещения тепловой энергии может вырасти до 40%, а с ней и жировка.