30.03.2017 / 14:03

Открытие мусоросортировочного завода под Гродно запустило существенные изменения в привычной системе обращения с отходами. При поддержке Всемирного банка город закупил более 30 тысяч контейнеров для раздельного сбора мусора, во дворах Гродно началось сооружение контейнерных площадок. И тут возникли первые проблемы: своё недовольство по поводу строительства высказывают как жильцы дворов, которым часто не нравится размещение площадок, так и экоактивисты, ратующие за сохранность деревьев, которые могут пострадать. Пытаемся разобраться в вопросе вместе с активистом Зелёного дозора Евгением Филимоновым.

Про спиливание дерева под площадку ЖЭС оповещал, но объявлений никто не видел

Последний эпизод столкновения экологов и ЖЭСа связан со спиливанием дерева для освобождения места под контейнерную площадку на улице Поповича. По информации Зелёного дозора, всё действо проходило с нарушениями: у рабочих не было сопроводительных документов, ЖЭС заранее не предупредил жильцов о работах, в опасной зоне проведения работ находился частный автомобиль.

«Мне сказали, что документы на работу есть, но чтобы их увидеть, я должен пойти в ЖЭС. Однако по правилам, рабочие должны иметь все документы при себе. Также я обратил внимание, что место, в котором производились работы, не огорожено, хотя дерево было достаточно высокое», — рассказывает Евгений.

Представители ЖЭСа подобные обвинения отрицают: говорят, что и жильцов оповещали с помощью расклейки объявлений в подъездах, и регламент соблюдают, стараясь выполнить свою работу наиболее качественно. Формально согласовывать с жильцами место для контейнерной площадки они не должны, но в этом вопросе стремятся, где возможно, учитывать пожелания людей.

«По поводу опасного проведения работ возле частных автомобилей — если бы что-то случилось, мы бы отвечали, выплачивали», — отметили в ЖЭСе.

Евгений с такой позицией не согласен.

«Апеллировать терминами „если бы“ в такой ситуации не стоит. Работники ЖЭСа, кроме того, что наносят ущерб природе, могут нанести ущерб чужому имуществу. Кроме этого, я поговорил с пятью жителями этого двора, из них о работах никто не знал. Ни в одном подъезде объявления я так и не увидел, сотрудники же ЖЭСа заявили, что их просто срывают», — рассказывает активист.

Строительство мусоросортировочного завода и контейнерных площадок — это первые шаги в глобальной кампании по раздельному сбору мусора, требующие профессионального подхода работников структур ЖКХ. Сами по себе эти шаги проблему мусора в целом не решат, нужен комплексный подход. И если уже на начальных этапах возникают подобные сложности и нарушения, то проблема будет только нарастать как снежный ком.

«Казалось бы, чего проще — поставить в известность о работах жителей всех домов, для которых строится площадка. Пригласить людей на встречу, чтобы они могли выразить своё мнение. Оно может даже совпадать с теми целями, которые преследуют коммунальщики. Нужно интересоваться желаниями людей. Второй момент — регламентировать собственные работы согласно своим же правилам игры», — считает Евгений.

К слову, мнение жителей дома на Поповича по поводу спиливания дерева разделились. Из пяти человек два сказали, что это было аварийное дерево, которое могло упасть на людей или машины, и его от греха нужно было спилить. Одному человеку было всё равно, что происходит. Два человека сказали, что плохо, что деревья пилят, но выразили надежду, что вместо спиленного посадят другие деревья.

«Нужно делать людям маленькие комплименты»

Строительства площадок для установки контейнеров не избежать, это вопрос, который должен решиться. Но нужно более грамотно к этому подходить. Хороший пример в этом плане — ситуация со строительством площадки по адресу Гая, 3, где жильцы двора очень эмоционально отреагировали на действия коммунальных служб, однако две стороны смогли наладить диалог и разрешить острые моменты.

Отметим, что сам дворик на Гая, 3 удивительно чистый. Видно, что люди, проживающие в этом доме, бережно относятся к тому, то что их окружает. Строительство площадки нарушило их идеалистическую картинку. Но успокоившись, жильцы дома сами вынесли предложение, что та площадка, которая у них уже есть, может соответствовать требованиям.

Возможно, проблема кроется в экстренности, с которой ведётся строительство площадок по всему городу. Строительные организации, которые выполняют работы по устройству этих площадок, получают не до конца подготовленные участки от ЖЭСов — именно они должны готовить участки, разрабатывать проектную документацию, получать разрешение, но они не справляются. Таким образом, у них не получается эффективно работать в тандеме друг с другом.

«В программе по раздельному сбору мусора много острых моментов. Чтобы их сглаживать, нужно делать людям маленькие комплименты. Например, у нас есть дом, с чистым ухоженным двориком, где нужно сделать площадку для раздельного сбора мусора. Она необходима, вариантов отказаться от строительства нет. Каким образом можно урегулировать этот вопрос с людьми? Для начала можно организовывать небольшие общественные слушания, чтобы люди могли выражать какое-то своё мнение. ЖЭС со своей стороны рассказал бы подробно о необходимости этого строительства. Потом предложил бы маленький комплимент для жителей этого дома — например, поставил две лавочки. Финансы, которые получают строительные компании для строительства площадок, вполне позволили бы поставить где-то качели, лавочку, сделать ещё что-то приятное для жителей. Это был бы другой уровень работы, мы не создавали бы конфликтных ситуаций, решали бы на месте эти вопросы. Какими бы большими не были проблемы, всегда есть пути их решения», — уверен Евгений.

В вопросе раздельного сбора мусора нам нужно создавать позитивный имидж организаций. А вырубка деревьев в выходные дни, работа тракторов, цементирование площадок под окнами людей вряд ли хорошо влияют на имидж. И те люди, которые психологически были бы готовы дома сортировать мусор, могут специально выбрасывать мусор как попало, тем самым выражая свой гражданский протест.

«У многих людей негативное отношение к ЖЭСам, и учитывая повышение сумм в жировках — это отношение будет только ухудшаться. Общаясь с людьми, видно, что они очень агрессивно настроены к этим службам. Они могу позитивно относиться к отдельно взятой тёте Клаве — уборщице, которая отлично убирает, но не к ЖЭСу в целом. И этим структурам сейчас поставили слишком сложную задачу, с которой они не справляются. Здесь, возможно, должна быть более централизованная методика работы ЖЭСов с населением, общественниками, строительными организациями. Руководство должно написать определённый алгоритм действий, что нужно делать, и чтобы они сами соблюдали этот алгоритм. И тогда они приобретут пусть ещё не позитивный, но хотя бы нейтральный образ», — уверен Евгений.

В любых вопросах по благоустройству города нужно начинать с позитива и готовности вести диалог. Ошибка в первых шагах вызовет большие проблемы в будущем.

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость