30.05.2018 / 09:05

Агрегат для переработки, как говорят создатели, может справиться со 150 видами отходов и не производить выбросов, но экологи напоминают: настоящий выход в том, чтобы уйти от «одноразовых» вещей.

Они обещают почти революцию: «Завод Аэроэнергопром» презентовала в пятницу установку «Пульсар», способную перерабатывать 150 видов отходов, которые объединяет одно – наличие в их составе углеводородов и отсутствие твёрдых частиц наподобие камней или металлов.

В списке пластики, одежда, шины и даже куриный помёт. На практике, с помощью учёного-кандидата наук, опробована переработка 50-ти видов отходов, которые принимали бесплатно из разных стран. Как заявляют производители, очистка газов на выходе составляет 99,6-99,8%, то есть установка улавливает практически все загрязняющие вещества.

Два года назад медиа писали, что это ноу-хау бизнесмена, который «выжимает» нефть из отходов. Что ж, в итоге почти так и получилось: один из продуктов переработки очень похож на неё.

Та самая установка
Та самая установка

 

Загрязнитель превращают в товар

Речь идёт про пиролизное масло – это маслянистое вещество, состав которого очень напоминает синтетическую нефть. Из него на той же установке можно сделать дизель, бензин, толуол и другие продукты, как объяснил директор компании Виталий Шаблов.

«Фактически происходит перевод в товар того продукта, который считается загрязнителем», – говорит он. Проблема подобных установок, создаваемых ранее, как раз в отделении углеводородов и парафинов, забивающих фильтры. В «Пульсаре» пиролизное масло и парафины конденсируют и проводят ректификацию.

Виталий Шаблов
Виталий Шаблов

Другие продукты переработки – очищенный от примесей пиролизный газ и зольный остаток, которые образуются при сжигании отходов в установке методом низкотемпературного пиролиза, или в процессе сжигания без доступа воздуха.

Отходом в чистом виде является именно зольный остаток – 6-8% от общей массы. В случае переработки пластиковых пакетов он имеет третий класс опасности и подлежит захоронению на полигоне, в случае куриного помёта является качественным удобрением.

Пиролизный газ горюч, и его используют для работы установки, излишки можно пустить на производство электроэнергии. Установка полностью автоматизирована, мобильна и автономна: она может работать на топливном генераторе (в момент максимальной загрузки потребляет 35кВт и с помощью газогенератора вырабатывает электричество – 50 кВт).

Автономность, как считает глава ассоциации «Возобновляемая энергетика» Владимир Нистюк, в тренде:

«Сегодня происходит переход от производства энергии промышленно к автономному обеспечению. Мы надеемся, что АЭС решит все наши энергетические проблемы, но они являются более комплексными, и есть объекты, которые нуждаются в автономном энергообеспечении», – говорит он.

 

Законодательство предполагает изобретения без ошибок

Инвестиций государства в проекте не было.

«Два года назад был анонс в СМИ, отклик был из колоссального количества стран, за исключением чиновников нашего государства. И даже сейчас их здесь нет», комментирует на презентации Виталий Шаблов, директор ООО «Завод Аэроэнергопром».

Со своей стороны компания не обращалась за поддержкой к государству и пока не планирует: «Любая новая разработка – это всегда ошибки и потери. А наше законодательство в области инвестиций в новые технологии не предполагает ошибок – оно такое, какое есть. Если я ошибусь, то буду отвечать за это перед нашими госорганами. Нам лучше работать на собственные деньги или деньги инвесторов».

Демонстрационная установка была сделана при помощи немецких партнёров по заказу китайского завода – крупного производителя ковров (название иероглифами на фото).

«Эта установка очень нужна, ведь в Китае сейчас смог, – говорит Шань Чжань, переводчица и контактное лицо компании «Степной орёл» в провинции Циньхай. – Руководство компании в Китае радо, что вышло найти такое качественное предложение – хотя у нас развивается экономика, но уделяют внимание и экологии. Мы хотим заключить новые контракты».

 

Стоимость – от 350 тысяч евро

На презентации установки «Пульсар» было около трёх десятков человек, в том числе представители беларусских бизнесов. Завод «Санта-Бремор» оказался тем, кто представлял сырьё для создания и тестирования установки, и уже приглядывается к готовому оборудованию.

«У нас образуется много полиэтилена – упаковки – причём наш пищевой полиэтилен высококачественный, а топливо из него имеет высокие показатели, – говорит Павел Евдокимов, инженер. – У нас уже на этот год выделен бюджет, и, возможно, в этом году мы станем флагманом в Беларуси».

Завод производит 1200 тонн пластиковых  отходов в год и платит за их захоронение на полигоне, если не укладывается в свой лимит – переплачивает в разы. В то же время, по итогам предварительных испытаний, из этого пластика можно получить 80% топлива, которым впоследствии завод сможет заместить природный газ.

Установку хотят заказать именно у беларусов, ведь, например, санкт-петербургское предприятие сообщило, что их смесь из разных пластиков (ПЭТ и полипропилен) переработать не может.

Подобная установка создаётся по индивидуальным требованиям заказчика, но обойдётся не менее чем в 350 000 евро.  Впрочем, как подтверждает Павел Евдокимов, это скорее не затраты, а инвестиции: деньги окупятся, в отличие тех, которые уйдут на захоронение на свалке.

Опытно-экспериментальный комплекс в Беларуси компания собирается представить до конца 2018 года, переговоры ведёт с заказчиками как из Беларуси, так и из Бельгии и Германии.

 

Главный вопрос – куда денутся добавки

Так ли в самом деле экологичен проект, как его описывают? Один из ключевых аспектов, на которые надо обращать внимание – это выбросы загрязняющих веществ в воздух при сжигании продуктов пиролиза, а также содержащиеся в пиролизном газе.

«Как мне кажется, здесь лучше говорить не о процентах очистки газов на выходе, а сделать полный список концентраций загрязнителей в пиролизном газе и в продуктах сжигания продуктов пиролиза в зависимости от типов перерабатываемых отходов», – говорит Евгений Лобанов, директор Центра экологических решений.

Большая проблема пластика в том, что сейчас большая часть пластиковых товаров состоит из композитных – «сложных» материалов, в состав которых входят разные типа пластика:

  • хлор-содержащий пластик (например, ПВХ)
  • различные добавки (например, пластификаторы, красители, в том числе на основе тяжелых металлов) и т.д.

Многие из которых при температурном воздействии образуют токсичные соединения, либо по итогу попадают в выбросы в воздух или золу. Такой список загрязнителей может включать NOx, SOx, различные углеводороды, СО и СО2, твердые частицы, тяжелые металлы, диоксины и фураны. Многие пластиковые товары также в конечном итоге оказываются загрязненными различной органикой, что негативно влияет на качество и возможность переработки.

 

Перед использованием лучше провести «полевые» исследования

Беларусь как сторона Стокгольмской конвенции по стойким органическим загрязнителям также обязалась особо применять меры по недопущению загрязнения окружающей среды стойкими органическими загрязнителями, – напоминает директор ЦЭР.

«Соответственно, когда мы говорим про группу сжигающих методов обращения с отходами (к которым относится пиролиз), то должны быть проведены исследования, которые подтвердят отсутствие образования диоксинов, фуранов, а также других СОЗ, – говорит онЧто касается предлагаемой установки, то, как мне кажется, должна быть проведена государственная экологическая экспертиза с обязательными «полевыми» исследованиями получаемых продуктов на соответствие имеющимся нормам, после чего можно будет обсуждать ее возможность и целесообразность применения в Беларуси».

Евгений Лобанов настроен пессимистично: в мире есть много примеров, когда проекты по газификации или пиролизу начинали свою работу, но закрывались после того, как они не были в состоянии выйти на запланированную выработку энергии, экономические показатели, а также, что очень важно – они не могли выполнить законодательно установленные показатели по выбросам.

 

Пластик можно переработать, но ещё лучше – не использовать одноразовое

Такие установки иногда позиционируют как примеры возобновляемой энергетики с целью получения соответствующих субсидий в странах, где такие субсидии практикуются.

«С моей точки зрения это не соответствует действительности, так как происходит эмиссия углекислого газа от сжигания материалов, созданных на основе ископаемого топлива, включая пластиковые отходы – а это уже противоречит концепции возобновляемой энергетики», – говорит специалист.

Такие проекты не могут рассматриваться как глобально выгодные с экологической точки зрения, подобные энергетические методы обработки отходов стоят по приоритетности обращения с отходами ниже классической переработки.

«Ну и наконец, я хочу обратить внимание на еще один аспект: многие экологические организации и страны считают, что необходимо сокращать использование пластика и особенно пластиковой упаковки, поддерживать производство таких товаров, которые возможно использовать многократно, а также которые поддаются настоящей переработке с сохранением качества и ресурсов, – говорит Евгений Лобанов. – Нам в Беларуси, как мне кажется, тоже надо глобально задумываться о роли пластика в нашей экономике и о том, как постепенно сокращать производство и использование фактически одноразовых товаров».

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость