01.02.2019 / 12:02

История Галины Лариной, которая шьёт дождевики из пакетов, чтобы рассказать о пластиковом загрязнении.

Я училась на факультете графического дизайна в Британке [Британская высшая школа дизайна] и в качестве дипломного проекта изучала, как меняется сознание людей в теме раздельного сбора и переработки пластикового мусора. Одна из специфик графического дизайна — это изменение отношения, донесение чёткой мысли, коммуникация.

Мне нужно было рассказать людям, что сортировать мусор в условиях Москвы возможно, полезно и классно. Чтобы сделать это понятно и наглядно, я решила делать вещи из мусора. Удивительно, но мой дипломный проект до сих пор со мной, он трансформируется, живёт и превратился в бренд вещей из пластиковых пакетов Plasticdoom.

 

Расплавить игрушки «Лего»

Сначала я изучала разные виды мусора, но в итоге остановилась на пластике — он хитрый жук, разный, сложный. Я пыталась понять, из чего он состоит, как появился.

Поначалу пластик мне дико не нравился, я думала, зачем же это всё изобрели, но ведь очень много отраслей не сдвинулись бы вперёд, не было бы прогресса без пластика, для человечества он точно принёс пользу. Но меня расстраивало, что его не утилизируют правильно, не используют повторно, бессмысленно тиражируют.

Чтобы лучше понять, из чего состоит пластик, я начала с практики: прямо дома плавила маленькие игрушки «Лего», крышки, и всё это жутко пахло. Тогда я ещё не прочитала о том, что пластик выделяет столько токсичных веществ при нагревании и горении. Это было такое немного слеповатое состояние, когда идёшь на ощупь, экспериментируешь, но кажется, такое изучение материала было необходимо. 

Сейчас смеюсь над собой и думаю, что была глупа, это было такое хождение по лезвию. Надо было искать респиратор, просторную проветриваемую мастерскую. Сейчас я, конечно, защищаю себя и работаю в правильных для такого материала условиях.

 

Красота в пакетах

Однажды я поняла, что пакет — тот же пластик, только тонкий, он позволяет работать с меньшими затратами усилий, а результаты работы те же, и сделать из него можно много всего.

Как ни странно, я начала находить в пакетах красоту: иногда мне нравился цвет, иногда фактура. И пакет стал не каким-то безликим гадом, который у всех есть под раковиной, он приобрёл статус самобытного материала. Когда я стала собирать пакеты для работы, знакомые приносили образцы со всего мира. Это всё было интересно рассматривать, смешивать, складывать.

В качестве дипломной работы я представляла серию вещей, сделанных из сплавленных между собой полиэтиленовых пакетов. Их функциональность была разная: обложки для айпада, кашпо для растений.

На отчётной выставке люди понимали, о чём говорит проект, и это дало мне сильный толчок для дальнейшей работы. Меня стали приглашать на съёмки, в коллаборации. И раз за разом эта тема развивалась, больше людей узнавали о проекте и предлагали что-то сделать или вместе поработать, потому что у всех есть пакеты. В итоге я создала собственный бренд, стала шить из пакетов дождевики, сумки и другие вещи.

 

Пластиковая бесконечность

Мой бренд называется Plasticdoom — пластиковая бесконечность или обречённость. Это название пришло ко мне, когда я только начала исследовать тему. Мне всё казалось чёрным и ужасным, я не могла найти свой метод и не понимала, как мир может закрывать глаза на происходящую вокруг катастрофу. У меня было апатичное состояние, и ничего кроме «plastic doom» в голове не крутилось. Но несмотря на то что моё отношение к пластику поменялось, название прижилось. Оно напоминает мне, что первое впечатление всегда может быть обманчивым и ошибаться — это нормально.

В основном я делаю дождевики на заказ, они отличаются от первых тестовых, найдена лучшая форма, более вентилируемая, комфортная — с подкладом и карманами. Также я делаю поясные сумки, фартуки, кошельки, пеналы, брелоки, кашпо для растений, корзины для белья. Хочу шить панамы, папки для бумаг, домашние корзины для хранения вещей.

Самое сложное и интересное — это дождевики. Люди, которые их покупают, активны социально, не боятся мнения окружающих, уверены в своей точке зрения, они знают, что такое переработка, сортируют мусор. Покупая дождевики, они поддерживают меня как художника и дизайнера. А люди, которые посещают, например, фестивали, берут более маленькие вещи: поясные сумки, кошельки, обложки на паспорт. Иногда оставшиеся от дождевиков красивые кусочки пластика я нашиваю на одежду из секонд-хенда или на футболки. Получаются удачные вещи. Круто, когда ты что-то производишь из мусора, а людям это нравится.

Обычно пакеты мне приносят друзья, знакомые знакомых. Этого круга достаточно, чтобы иметь ресурсы для работы. Делать объявления в соцсетях типа «собираю пакеты» страшно, даже не могу представить, сколько штук мне может прилететь и что я с ними буду делать. Но иногда люди приносят пакеты на ярмарки, в которых я участвую.

На самом деле я испытываю огромное удовольствие, когда у меня заканчивается материал, мне приятно думать, что из него получилось что-то дельное. И я не всегда сразу бегу на поиски «новых» пакетов. Когда мне их приносят и есть заказ, я продолжаю работать.

Если пакетов совсем не останется, я буду очень рада. Мне кажется, есть какой-то мизерный процент аргументов, которые разрешают существовать пластиковому пакету в этом мире, а всё остальное — какая-то безответственность, лень и халатность.  

 

Путешествие в Америку

Однажды мне прислали ссылку для подачи своих отшитых вещей на конкурс в Америку. Я отправила туда заявку, и через несколько дней мне позвонили и сказали, что очень ждут мои работы. Я быстро упаковала дождевик, зонтик и ещё некоторые вещи, отправила их в Лос-Анджелес. Помимо выставки, работу выбрали на закрытый показ одежды, проходивший на берегу океана на вилле прекрасного архитектора Арона Грина для местных «сливок общества».

Недолго думая, поняла, что необходимо ехать самой в США, и ушла ради этого с работы. Всё было как во сне. Потом — выставка, там я познакомилась с молодыми дизайнерами, арт-тусовкой. Пока что знакомствами, приобретёнными в Лос-Анджелесе, я не воспользовалась в полной мере. Когда я буду на 100% уверена в модели своих дождевиков, то отправлю их в Америку на продажу, их там уже ждут.

 

Ещё не всё сказано

Сейчас я работаю в Голландии с ребятами из проекта Precious plastic. Они получили грант и решили позвать людей со всего мира, занимающихся переработкой пластикового мусора. В открытом пространстве мы решаем задачи по усовершенствованию машин по переработке пластика, освоению темы этичной моды, устойчивого производства, химии.

Я буду жить в Голландии до лета и надеюсь, что за это время Plasticdoom не забудется. Хочу все полученные на нашем международном съезде переработчиков навыки направить на создание единого центра или фестиваля в Москве, чтобы показать, как можно работать с мусором в России. Думаю, что знаний будет много, и после приезда я попробую заинтересовать этой темой графических, промышленных, фэшн-дизайнеров. Потому что обидно, когда многие талантливые ребята не фокусируются на такой стоящей теме, о которой важно говорить именно сейчас.

Отчасти я устаю работать только с пластиком, но меня подбадривает и вдохновляет, когда слышу от людей, что проект классный и меняет хоть немного отношение к переработке пластмассы. После таких откликов я думаю: «Ладно, ещё что-нибудь сплавлю или сошью». Хочется перефокусироваться на более натуральные продукты, локальное производство, ручную работу и тоже двигать такие проекты в России. Но, с другой стороны, о пластике тоже нужно говорить. Пока не всё сказано и не все всё поняли, это точно.

Источник:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость