Аист-тунеядец
Гомельчанин Александр недавно сплавлялся на спортивной лодке по Сожу и Днепру. У впадения реки Березины в Днепр турист сделал остановку. Александр рассказывает:
— В это время в небе появился аист. Он сел в метрах десяти от меня. Затем шагом направился прямо ко мне и остановился в метрах полутора. Я был сильно удивлен этим.
Некоторое время спустя находившиеся по близости рыбаки сообщили, что аиста зовут Жора. И птица не просто любопытствовала, а таким образом просила себе пищу. Аист Жора уже давно подходит для этого к людям. Местные рыбаки бросают ему рыбу и другие продукты.
Белые аисты часто селятся вблизи жилищ людей, питаются лягушками, жабами, ужами, гадюками, мышами, мелкой рыбой и насекомыми. Подобное же поведение птицы может быть вызвана разными причинами — рефлексом, выработанным в результате «гуманитарной» подкормки со стороны туристов и рыболовов. Либо же в результате климатических изменений был нарушен природный баланс, и кормовая база аистов сократилась?
Пресс-секретарь общественной организации «Ахова птушак Бацькаушчыны» Виктория Терешенок пояснила:
— Действительно, в прошлые годы в связи с засушливым летом у аистов были проблемы с питанием. В связи с этим их популяция в Беларуси несколько сократилась. У белых аистов существует свой механизм саморегуляции — в случае нехватки кормов они выбрасывают из гнезда часть яиц или птенцов. С человеческой точки зрения это жестко, но природой предусмотрен именно такой защитный механизм — тогда шанс на выживание имеет хоть кто-то из птенцов, в противном случае может погибнуть всё потомство. В этом году у аистов особых проблем с питанием нет. Скорее всего, в данном случае люди просто прикормили эту птицу. Белые аисты не боятся людей и поэтому легко вступают с ним в контакт. Конечно, если дикую птицу подкармливать эпизодически, то большего вреда в этом нет. Но если это станет системой, то она может отвыкнуть добывать себе пищу в природе.
Впрочем, скорее всего у аиста Жоры, живущего в естественных условиях, угощение от туристов лишь эпизодически разнообразит его рацион.
Селфи с Лисой Патрикеевной
Уже после описанного случая автор сам стал свидетелем аналогичного поведения уток. На старом русле Сожа в районе Старой Волотовы утки, заметив расположившуюся на отдых семью, тот час же спикировали к берегу. И стали громко крякать. Смысл их сигналов, после разъяснений от «Ахова птушак Бацькаушчыны», был предельно понятен: «Дай поесть». Уткам стали бросать раскрошенное печенье. Кстати говоря, они брали только то, которое падало в нескольких метрах от берега — ближе не подплывали. Видимо, дикие утки все же опасались подвоха. Но много человеческого кушанья им и не давали. Хорошо известно, например, что хлеб для уток вреден, но твердым печеньем их можно немного угостить.
Но самую забавную историю на тему «звериного тунеядства» рассказал гомельчанин Петр Филон. Он является организатором экскурсий в Чернобыльскую зону. В районе отселенного города Припять туристов неизменно встречает две лисы. Петр говорит, что эти лисы из-за угощения от людей уже совершенно разучились охотиться. При этом они в полной мере демонстрируют свой пресловутый лисий «ай-кью». Зверьки прекрасно понимают, чего хотят от них современные люди, «подвисшие» на Инстаграмме и других социальных сетях. Лиса вертится и не дает себя снимать, пока не получит угощения. Но получив еду, становится смирной и охотно позирует перед камерами. Петр говорит — даже поймать можно.