02.03.2018 / 12:03

Человечество одумалось и осознало настоящую ценность лесов. Хочется верить, что ещё не поздно, и новые методы озеленения планеты нам действительно помогут.

Китай планирует высадить леса размером с Ирландию. Страны Латинской Америки обязались восстановить 20 миллионов гектаров деградированных лесов, а страны Африки взяли на себя аналогичное обязательство относительно более 100 миллионов гектаров. Индия планирует посадить деревья на 13 миллионах гектаров земли, и всего за один день в прошлом году в Мадхья-Прадеше полтора миллиона человек посадили 66 миллионов деревьев.

За последние несколько лет в Европе значительно увеличились площади лесов. Сейчас Англия планирует посадить 50 миллионов деревьев в новом лесу «от берега до берега», а в Ирландии, Норвегии и Франции недавно были засажены деревьями десятки тысяч гектаров земли, ранее занятой сельсскохозяйственными угодьями. От Коста Рики до Непала и от Перу до Монголии посадка лесов имеет политические, экономические и экологические причины. Более того, восстановление старых и создание новых лесных угодий становится символом общего возрождения и веры в лучшее будущее.

В 2015 году более 120 стран пообещали выращивать и восстанавливать большие площади лесов в качестве реакции на глобальный экологический кризис, а ООН заявила о необходимости восстановления 350 миллионов гектаров к 2030 году. Таким образом, общая площадь восстановленных территорий должна быть по размерам больше Индии – седьмой по размеру страны в мире.

Этот энтузиазм в желании сделать мир более зелёным, очень впечатляет, хоть он и запоздал. Двести лес лесный страны буквально не знали, что делать со своими деревьями. К ним относились как к чему-то, что впустую использует площадь, которая могла бы быть задействована с пользой для общества. Но культура изменилась на глобальном уровне, и теперь на леса смотрят не как на тёмные и страшные места, а как на полу-священные и неприкасаемые территории.

А почему бы и нет? В этот новую эко-эпоху мы узнали, что деревья имеют ценность не только в качестве источники древесины: они поддерживают уровень влаги в почвах, предотвращают наводнения, обеспечивают убежища, хранят углерод, украшают ландшафты, защищают водные источники, увеличивают биоразнообразие и повышают благосостояние людей. Желающие продолжать массовые вырубки сегодня оказываются в меньшинстве, а местные сообщества уверенно и жёстко выступают против уничтожения лесов и городских зелёных зон.

С одной стороны мы видим огромные старания в попытках восстановления старых и создания новых лесных угодий, но, к сожалению, мы по-прежнему «в минусе»: лесов становится всё меньше. Темпы глобального обезлесения замедлились более чем на половину за последние 25 лет, но в 2016 году сокращение лесных покровов увеличилось на 50%, а в 2017 году, скорее всего, ситуация ещё ухудшилась.

В прошлом крупнейшими опасностями для деревьев были лесорубы и расширение земледелия. Эти угрозы по-прежнему существуют, но антропогенное обезлесение и деградация делают леса более подверженными пожарам. Кроме этого, болезни и засухи, связанные и изменением климата, а также вредоносные насекомые скорее всего будут приводить к гибели всё большего количества деревьев.

За два года много миллионов гектаров леса сгорели по всей Северной Америке, Южной Америке, Австралии и Европе. Некоторые пожары были предумышленными, но эта проблема всё равно демонстрирует результаты глобального потепления и является лишь одним из многих последствий изменения климата. Развитие древесных болезней, засухи и распространение насекомых-вредителей – во многом эти процессы обусловлены изменением климата.

Мы обязательно должны продолжать сажать деревья, но подход должен измениться. Общество зачастую смотрит на финансируемые государством посадки лесов как на дорогостоящий и плохо управляемый процесс. Когда леса высаживаются в так называемых промышленных масштабах, до 20% деревьев могут погибнуть в течение первых нескольких лет. «Централизованные» государственные посадки действительно дорого обходятся, и у развивающихся стран попросту нет на это достаточного количества средств.

Тем не менее, у этой проблемы есть решение: агролесоводство. В рамках этой системы деревья и кустарники высаживаются вокруг или между территориями, занятыми сельскохозяйственными культурами. Зачастую это происходит на так называемых деградированных лесных землях. По всему миру таких территорий – около 2 миллиардов гектаров, и её восстановление с помощью агролесоводства поможет не только развивать сельское хозяйство, но также создаст сотни тысяч рабочих мест и окажет влияние на изменение климата.

Такой подход уже показал свою эффективность в некоторых странах. Всего тридцать лет назад Нигер был нищей страной, подверженной засухам. По совету экспертов из богатых стран там были очищены большие участки земли для посадки пшеницы и кукурузы. Проект оказался провальным. Но Фред Пирс описал истории, как в 1980-х люди возвращались в страну из-за рубежа и высаживали сельскохозяйственные культуры, не очищая предварительно землю от всех деревьев и кустарников. Оказалось, урожайность зерна в таких условиях была намного лучше, чем в соседних полях, где земля была “очищенной”.

С тех пор в Нигере было посажено или оставлено для есественного восстановления около 200 миллионов деревьев  на 5 миллионах гектаров земли.

Участие государства в этой истории успеха было минимальным. Агролесничество распространяется спонтанно и по мере того, как фермеры и землевладельцы начинают замечать преимущества совместного роста деревьев и сельскохозяйственных культур. Деревья обеспечивают корм для скота, топливо, медикаменты, фрукты и растительные масла, а регенерация земли таким методом стоит порядка 20 долларов за гектар. Основная помощь правительства Нигера заключалась в том, что оно изменило закон, и новая норма позволила фермерам, высаживающим деревья, получать больше прибыли.

Пакистан имеет свой подход к проблеме. За последние три года в провинции Хайбер-Пахтунхва были созданы тысячи питомников где были выращены более 150 миллионов саженцев деревьев, которые в результате раздавались бесплатно. Существующие леса были уплотнены и расширены, а большие площади деградироавнных земель получили возможность естественной регенерации. Результат будет заметен спустя годы, но уже посажено более одного миллиарда деревьев, и восстановление 350 тысяч гектаров лесов и сельскохозяйственных угодий обошлось не более чем в 113 миллионов евро. Для сравнения, в Британии в эту сумму обходится строительство пары километров дороги.

Аналогичные процессы происходят в Малави, Мали, Эфиопии и других странах. Фермеры теперь сажают и ухаживают за гораздо большим количеством деревьев на своих землях. Равнины в Мали за последние 30 лет изменились до неузнавания, а в районе Тиграй в Эфиопии был преобразован почти миллион гектаров земли. Это всё приводит к росту урожайности а также к развитию и укреплению местных сообществ: всё меньше молодых людей покидают свои деревни.

В Индии благодаря совместному выращиванию кофейных кустарников и фруктовых деревьев было восстановлено около шести тысяч гектаров.

Агролесничество меняет сельское хозяйство и противостоит ряду проблем, связанных с изменением климата во многих странах. Для того, чтобы этот глобальный проект был успешен, нужна совместная работа сообществ и реформирование земельных законов, нужна помощь в обучение людей. Но агролесничество не требует больших финансовых вложений, и это критично важно для многих стран.

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость