Западноевропейский подвид глухаря (Tetrao urogallus major) — один из двух встречающихся на территории Беларуси. Его поголовье в стране стремительно сокращается, что стало особенно заметно в ХХ веке, и виной тому человек. По всей республике едва наберётся 400 особей этого подвида, и биологи давно внесли бы его в Красную книгу, если бы не охотничье лобби. Благодаря питомнику его численность в Налибокской пуще, которая сейчас оценивается в 150-180 особей, планируют к 2021 году нарастить до 400 птиц. А затем, как только опасения насчёт сохранности популяции исчезнут, начать продавать за рубеж.
В заказник «Налибокский» на открытие питомника приехало всё руководство отечественной лесной и природоохранной отрасли, профильных научных учреждений, иностранные доноры. Под аккомпанемент народной музыки они произнесли много патетических речей. Открыли и памятный камень.
Из таблички на нём можно узнать, чьими стараниями появился глухариный питомник: это одна из пилотных инициатив проекта «Содействие переходу Республики Беларусь к «зелёной» экономике», финансируемого Европейским союзом и реализуемого Программой развития ООН. На эти цели он выделил 110 000 евро. Непосредственно заказник «Налибокский» вложил в питомник 500 миллионов беларусских рублей, ещё около 150 миллионов рублей дал Минлесхоз.
Благодаря этим средствам построили не только комплекс зданий и закупили оборудование, но и создали сопутствующую инфраструктуру:
деревянные дорожки…
…оптимистичный противопожарный стенд…
…и маленькие сосны.
Участвуя в церемонии открытия, глава представительства ЕС и посол в Беларуси Андреа Викторин, как всегда оживлённая и радостная, отметила, что проект ценен и важен как часть направления работы Евросоюза по разумному и устойчивому использованию природных ресурсов.
«Такие питомники — это что-то уникальное. Возможно, я и Катерина [Паниклова] даже предложим себя в качестве крёстных для глухарей, — смеясь произнесла она и добавила: — Но министр [Андрей Ковхуто] немного обманул меня: он сказал, что будет неформальное мероприятие, а все джентльмены приехали в галстуках…» Официальные лица тут же исправились, сняв их.
Исполняющая обязанности Постоянного представителя ПРООН Екатерина Паниклова, напомнив всем, что человечество давно превысило допустимый порог по эксплуатации природных ресурсов, порекомендовала практиковать в экономике «зелёную диету».
Первый заместитель министра лесного хозяйства Александр Кулик подтвердил журналистам, что кровно заинтересован в наращивании численности глухарей в Беларуси. Ведь чем больше их количество, тем больше будет добыча.
«Поначалу мы скептически отнеслись к этой идее, — признался он. — Но решили её осуществить, потому что беларусская популяция западноевропейского глухаря — последняя вольноживущая».
Кроме разведения редких животных важны генетические исследования, вставил слово министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Ковхуто. В Беларуси с помощью таких исследований изучают зубра, и проводятся они только благодаря совместным усилиям заинтересованных сторон.
Затем под дружное щёлкание фотокамер высокие гости попробовали каравай…
…и разрезали торжественную ленточку.
А после разбрелись кто куда в ожидании экскурсии по питомнику. Ели и пили под музыку Алеся Лося — скрипку, цимбалы и контрабас.
Постоянный представитель ПРООН в Беларуси Санака Самарасинха на официальную церемонию немного припозднился, и, приветствуя его, Андрей Ковхуто пошутил: «Если бы шерстистые носороги и мамонты дожили до наших дней, то мы смогли разводить и их и распространять затем по миру».
Самых любознательных пригласили внутрь того самого домика, в котором дорогое иностранное оборудование будет «высиживать» яйца.
Пока сотрудники питомника делают первые шаги в спасении исчезающего вида. С помощью ловушек поймали в Налибокской пуще 6 глухарей. Двух из них пришлось отпустить, пометив датчиками: птицы не прижились, потому что, как и люди, имеют разный характер.
Директор заказника рассказал о том, как ловили глухарей. Чтобы поймать одну особь, понадобилось 100 ловушек! Когда птица попадала внутрь, в заказник поступал сигнал. Сотрудники сразу же выезжали на место. Но не всегда успевали. Так, одну самку подстерег её естественный хищник — куница. Людям не хватило 20 минут, чтобы её спасти.
К отловленным 2 самкам и 2 самцам пока никого не пускают: глухари напуганы сменой обстановки. Пока им предстоит привыкнуть к новым условиям и людям.
«Сегодня мы с помощью Научно-практического центра по биоресурсам и научного сотрудника Татьяны Павлющик отрабатываем технологию кормления и ухода за птицами», — пояснил Василий Гурков.
Большую часть рациона глухарей составляет сосновая хвоя, которая обеспечивает им хороший иммунитет за счёт высокого содержания витамина С. В дикой природе птицы едят и цветы, которые тоже богаты витаминами. Все эти «блюда» сотрудники заказника заготавливают для своих «воспитанников» в лесу.
Ожидается, что в 2017 году две пары отловленных птиц снесут яйца. И тогда сотрудникам заказника предстоит следующий этап — инкубация яиц. Она будет происходить в современном контактном инкубаторе. В один аппарат помещается 60 яиц, а всего таких в заказнике два.
Это ценное оборудование, привезённое из Англии, имитирует тепло глухарки-матери. Оно поступает к яйцам сверху и неравномерно, с градиентом. На финальной стадии яйца перекладывают в обычный инкубатор. Для выведения птенцов понадобится 25-27 дней. В дикой природе выжили бы только 40% птенцов. А в питомнике, как надеется научный сотрудник НПЦ по биоресурсам Татьяны Павлющик, эта цифра будет держаться на отметке 80%.
Затем подросших и окрепнувших птенцов вместе с самкой перенесут в огороженный вольер в лесу, где потом отпустят на волю. Молодняк будет держаться рядом с матерью, которая не улетает, потому что практически ручная. Она обучит детёнышей всем премудростям выживания в дикой природе, например, как реагировать на хищников. Кстати, для обозначения наземного и воздушного хищника у глухарей существуют два разных сигнала опасности.
Интродуцировать птиц в дикую природу будут по польской методике, которая первоначально была разработана для рыси. Из питомника планируется вселять в Налибокскую пущу по 45-70 особей в год.
Хотя, по словам Татьяны Павлющик, чтобы гарантировать устойчивость популяции западноевропейского глухаря, эта цифра должна достигать 5 сотен. Это тот минимум, при котором популяция может выжить.
Опыт разведения глухарей в неволе для Беларуси не нов: на протяжении десятка лет эту птицу пытались разводить для одомашнивания в Березинском биосферном заповеднике. Проект из-за недостатка финансирования свернули, пока его главная идейная вдохновительница не повстречалась с директором заказника «Налибокский».
«Я не могу поверить, что моя мечта сбылась! И всё благодаря энтузиазму Василия Гуркова! Даже не представляла, что такие люди есть!» — воскликнула счастливая Татьяна Павлющик.
Остаётся надеяться, что птицы «не подведут» и дадут в следующем году потомство. И кто знает, может, через какую пару-тройку десятилетий они станут самым обычным видом на птичьих подворьях беларусов. Ведь смелые мечты для того и рождаются, чтобы когда-нибудь осуществиться.