Вот и я решила попробовать сделать ткань собственноручно.
Начав изучать соответствующую литературу, поняла - пару столетий назад процессы крашения чуть более сложные, чем "поварил в экстракте растения-достал-просушил", в домашних условиях как правило не проводились.
Существовали красильни, куда простой люд приносил домотканый текстиль, а через некоторое время забирал его уже окрашенный с рисунком.
В наше время красильни, созданные по таким же принципам, тоже существуют, но их, конечно, считанные единицы, это своего рода эксклюзив, и к сожалению не в нашей стране. Именно в таких мастерских делают ткани с так называемой кубовой набойкой.
Это один из самых древних способов нанесения рисунка на ткань. Кубовая – потому что окрашивание происходило в чане, который назывался куб. В кубе находился раствор, содержавший индиго в сочетании с железным купоросом и негашеной известью. Мы не будем вдаваться в подробности химического таинства, происходящего внутри волшебной емкости, скажем только, что сам по себе индиго в воде не растворяется и без дополнительных веществ не обойтись.
Узор наносился путем набивания на ткань резервного состава, который не давал прокрашиваться определенным участкам ткани. Он назывался вапа. Ее состав немного разнился в разных мастерских. После удаления резерва на синем фоне оставался белый рисунок.
Мне было интересно не только получить экоткань, окрашенную по технологии наших предков, но и понаблюдать за самим процессом. Я запаслась необходимыми веществами: порошок натурального индиго, железный купорос, негашеная известь. Индиго, к сожалению, в Беларуси не купишь, но различные российские интернет-магазины вам в помощь. А вот все остальное можно найти в Беларуси. Если хорошо поискать.
Также у меня были лоскутки ткани, на которые заранее я нанесла рисунок путем набойки вапой.
Далее в соответствии с древним технологическим процессом нужно «поставить куб». Огромного чана в доме не нашлось, поэтому я ограничилась старой кастрюлькой. Выбирая место в квартире для своего куба, я долго не могла отдать предпочтение одному из двух вариантов – кладовая или балкон. В кладовой постоянная температура, а на балконе пение птичек, бабочки и приятный ветерок. Но момент торжественного распечатывания пакетика с индиго все решил за меня. Индиго оказалось красивой субстанцией, издающей пусть несильный, но очень натуральный запах….
Кастрюлька с тремя ингредиентами, разведенными водой, была водружена на балкон.
Интернет гласит, что перед покраской куб должен настояться 12-24 часа, чтобы произошли определенные химические процессы взаимодействия ингредиентов. Я закрыла крышку и набралась терпения до следующего утра.
На следующее утро я открыла кастрюльку и с энтузиазмом бросилась замачивать подготовленные лоскуты ткани. Процесс крашения представляет собой несколько поочередных замачиваний и выдерживаний на воздухе кусков ткани.
Вместо желтой моя вода в кубе была синей. Как потом оказалось, моя негашеная известь потеряла активность
В какой-то момент я поняла, что цвет моей ткани и воды, где она вымачивалась несколько отличается от того, что я видела в интернете. Вместо желтой моя вода в кубе была синей. Как потом оказалось, моя негашеная известь потеряла активность.
И так несколько раз!
После всех нужных операций я отправилась промывать лоскуточки в уксусе, чтобы удалить набойку вапой и посмотреть, что же получилось.
Уксус действует, как закрепитель
И в итоге на синем, пусть не таком ярком, как планировалось, фоне проступили белые цветочки. И у меня оказалось два льняных кусочка с эффектом чудесной блеклости и потертости в стиле бохо.
Цвет получился не таким, как я ожидала, но тоже неплохо.
Поскольку я планирую использовать их для народной куколки, то могу не волноваться о стойкости цвета.
А он, по причине такого несовершенного опыта крашения, обязательно пострадал бы при стирке, будь эта ткань предназначена для какой-то утилитарной вещи.
В следующий раз я расскажу, как украшала ткань набойкой и что из этого получилось.
Людмила Якшук
Фото автора и cyrillitsa.ru