02.11.2020 / 13:11

Подготовили самое любопытное из интервью, которое дал телеканалу СТВ главный инженер БелАЭС Анатолий Бондарь (раз, два).

Фото: Ольга Шукайло, Tut.by  

На выходных, 7 ноября, планируется торжественное открытие первой АЭС в Беларуси и получение от неё первого электричества. Есть ли изменения по срокам?

«Я ничего нового не скажу. Мы подтверждаем принятые обязательства по срокам, графику. То, что мы сейчас находимся на этапе физпуска, уже не первый день идут эксперименты, испытания. Эксперименты — не то слово, мы ничего не экспериментируем, у нас все с большой референтностью. Мы проверяем то, что было на блоках-прототипах и что было рассчитано учеными Курчатовского института», – говорит главный инженер БелАЭС Анатолий Бондарь.

Планировалось также, что на полную мощность должна выйти в начале 2021 года, но главный инженер говорит, что это не точно:

«У нас в графиках стоит конец февраля 2021 года. Но это уже освоение стопроцентной мощности и процедурное, как положено по всей нормативно-правовой документации, сдача в промышленную эксплуатацию с проведением комплексных испытаний. Но я бы хотел назвать срок — конец третьего квартала», – говорит главный инженер.

После полного пуска электроэнергию планировали продавать в другие страны, но соседи декларируют отказ от её покупки. Анатолий Бондарь настроен скептически по отношению к такому бойкоту: он считает, что «рыночная экономика расставит всё по своим местам».

Анатолий Бондарь также выразил сомнение, что есть надёжная методика, которая позволит понять, сделана энергия на БелАЭС или нет.

Тем временем Эстония объявила, что методика разработана, пишет Delfi. Базовый принцип методики предусматривает, что, например, Россия, имеющая межсетевое соединение с Беларусью, должна будет предоставлять подтверждение того, что электроэнергия, поставляемая в Латвию из России, не производится в Беларуси. Метод уже утвержден Латвией и Эстонией.

Ожидается подтверждение от Литвы, которая считается главной противницей строительства АЭС и называет проект небезопасным. Специалист считает её претензии необоснованными, как выводы комитета по исполнению Конвенции Эспоо по Беларуси: комитет также подтвердил, что с безопасностью есть проблемы. В интервью представитель БелАЭС и ведущий СТВ напоминают, что Литва когда-то хотела построить собственную станцию, но не стала.

«Почему? Думаю, что это вопросы вступления в ЕС, политика. А в результате имеем то, что имеем. Мне кажется, где-то даже элементы (наверное, не должен этого говорить) ревности к тому, что Беларусь пошла по другому пути и успешно реализовывает свой выбранный проект»,говорит Анатолий Бондарь.

В контексте продажи электроэнергии он также напоминает, что площадка АЭС позволяет построить не только запланированный на 2022 год второй энергоблок. Можно сделать также третий и четвёртый, которые пока не планируются:

«Думаю, что нам длительное время не понадобится думать о третьем и четвертом блоке, такие возможности наша площадка предполагает», – говорит главный инженер.

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость