Мы попросили её рассказать со своей, не экспертной, а бытовой точки зрения о том, как обстоят дела с экологией в Казахстане. И вот что услышали:
«В Астане, как и во всем Казахстане, не очень популярна тема переработки отходов. Раньше у нас не было раздельных урн для перерабатываемых и неперерабатываемых отходов. Они появились недавно, но люди выбрасывают отходы как попало, потому что они не приучены разделять мусор.
Я сомневаюсь в том, что контейнеры для раздельного сбора мусора, которые появились сейчас, целесообразны. Я видела своими глазами, как приезжает один мусоровоз и из двух разных контейнеров сбрасывает мусор в одно отделение. Даже если люди его разделяют, то его перемешивают на этом этапе. Имеющиеся сейчас заводы по переработке отходов не справляются с тем объемом, который есть сейчас.
Астану называют городом летающих пакетов. В городе ветрено, а люди используют очень много одноразовых целлофановых пакетов
Это ещё упрек и коммунальщикам, которые не всегда очищают общественные мусорки вовремя – они переполняются и мусор из них вылетает, в том числе пакетики.
У нас была даже социальная реклама, которая призывала сортировать мусор и следить за экологией в целом. В ней участвовали известные люди Казахстана.
В Алматы – проблема со смогом, почти как в Бишкеке. Алматы находится в низине и окружен горами, оттуда все выхлопы выветриваются очень долго. С наступлением отопительного сезона очень сильно чувствуется смог. Ты вынужден нюхать этот жженый уголь.
Как всегда, проблема в экономии: хороший уголь стоит дорого, поэтому люди покупают дешёвый. Дешёвый воняет, он хуже для экологии города, для атмосферы. По вечерам, когда выходишь на улицу, сначала кажется, что над городом туман, но потом понимаешь, что это смог.
В Астане смог есть, но не такой сильный, как в Алматы, потому что у нас город находится посреди степи, и из-за ветров смог быстро выветривается.
В Алматы хотели построить горнолыжный курорт, в районе Кок-Тюбе. Кок-Жайляу – это урочище, которое соединяет малое и большое алматинское ущелье. Это красивое место, где проживают десятки животных и растений, занесеных в Красную книгу Казахстана.
Когда-то здесь хотели построить курорт, который условно называется «Заилийский Алатау». Хотя у нас уже есть там курорт «Шымбулак». Несмотря на все аргументы, которые приводили сторонники строительства курорта, очевидно, что второй горнолыжный курорт там не нужен.
Его хотели построить, и даже начали какие-то работы. Эта история тянулась с 2002 года, но бить тревогу экологические активисты начали в 2014 году.
Тогда появились первые движения типа «Сохраним Кок-Жайляу», «Защитим Кок-Жайляу». В 2016 году, когда акимом (мэр) Алматы был Буржан Байбек, строительство было приостановлено. После строительство снова возобновили. В прошлом году, благодаря блогерам и инфлюенсерам, развернулась огромная информационная кампания. Они начали собирать подписи под петицией против строительства Кок-Жайляу.
Сайт, на котором была размещена петиция, был заблокирован на территории всего Казахстана. Причем не конкретно ссылка с петицией, а весь сайт. Но никаких комментариев со стороны министерства информации не было.
В конечном итоге, месяц или полтора назад наш нынешний президент сказал, что ничего строить не будут. Надеюсь, что так и останется.
В целом с экологией в Казахстане не очень хорошо, потому что у нас эта тема не стоит на повестке дня. Про экологических мигрантов не могу сказать слишком много. Знаю только, что люди стараются переезжать жить подальше от Алматы, повыше в горы, где нет смога.
У нас есть два больших экологических движения. Это, из недавних, «Сохраним Кок-Жайляу», которое можно назвать успешным, раз президент сказал, что ничего строить не будут. И самое громкое и известное – «Невада-Семипалатинск». Вы наверняка слышали, что в 1991 году закрыли Семипалатинский ядерный полигон, который тоже нанес огромный ущерб экологии страны и здоровью населения.
Люди до сих пор страдают от последствий работы полигона. Вот даже сейчас, например, рождаются дети с какими-то аномалиями. Клинические исследования показали, что у облученных родителей чаще рождаются дети с врожденными дефектами. Конечно, уже не в таких количествах, как раньше, но люди все ещё болеют.
Самое плохое, наверное, это то, что с последствиями почти не работают.
Для жителей Семипалатинска есть программа, по которой они могут раз в год на месяц лечь в стационар бесплатно, чтобы их там полечили. Но, во-первых, этой программой могут воспользоваться только те, у кого есть удостоверение пострадавшего от полигона. Во-вторых, месяц – это очень мало, учитывая, что люди страдают самыми разными заболеваниями».