03.02.2017 / 14:02

Журналисты Би-би-си узнали о существовании находящейся в Западной Африке точке по продаже диких животных, известной под названием «Голубая комната». Расследование заняло год и привело к спасению годовалого шимпанзе.

На пыльных задворках Абиджана, самого крупного города Кот-д'Ивуара, жалобно кричит крошечный шимпанзе. Его черная шёрстка спутана, грязный подгузник наполнен до того, что волочится по бетонному полу, а сам он пытается доползти до знакомых мужских фигур, которые держат его в заключении. Этот детёныш, оторванный от своей живущей на воле семьи, — жертва прибыльной и очень жестокой контрабандной операции.

Спрос на детёнышей шимпанзе высок со стороны как обеспеченных людей, так и частных зоопарков, и цена на них достигает 12 500 долларов, иногда и больше. Каждая поимка живого детёныша наносит огромный ущерб популяции шимпанзе.

Обычно контрабандисты пытаются пристрелить как можно больше взрослых особей. Во-первых, они не будут мешать ловле своих отпрысков, а во-вторых, их туши можно будет продать в качестве дичи. Чтобы добыть одного млыша живым, обычно уничтожают до 10 взрослых обезьян.

После поимки этих детёнышей шимпанзе передают по цепочке, которая тянется от контрабандистов-ловцов через посредников, организующих фальшивые разрешения на экспорт и документы по перевозке, до покупателей.

Эти животные пользуются особым спросом в странах Персидского залива, Юго-Восточной Азии и Китае, где покупатели готовы оплатить дополнительные расходы, чтобы обойти международный контроль. Пока они маленькие, за ними ухаживают, однако по мере взросления они становятся слишком сильными и потенциально агрессивными, чтобы держать их дома.

Швейцарский активист Карл Амманн, который борется с контрабандой шимпанзе, называет это «чем-то вроде рабства» и говорит, что во взрослом возрасте пленников обычно ожидает ужасная судьба.

«Голубая комната»

Потратив месяцы на то, чтобы установить контакт с дилерами в нескольких странах, команда журналистов вышла на лидеров банды, приехав в один из домов в Абиджане.

Представившись потенциальными покупателями, журналисты убедились в том, что детёныш шимпанзе действительно находится в этом доме и сообщили об этом в Интерпол и местным полицейским, которые ждали неподалёку.

Полицейские обнаружили маленькую комнату размером с душевую кабину, выложенную голубой плиткой, а в ней крошечную обезьянку, съёжившуюся внутри деревянного ящика.

Так называемую «Голубую комнату» пытались обнаружить давно. На протяжении нескольких лет дилеры распространяли видеозаписи готовых к продаже маленьких шимпанзе. Всегда на фоне этой хорошо узнаваемой голубой плитки. Было понятно, что она находится где-то в Западной Африке.

По данным Программы по охране окружающей среды ООН, примерно 3 000 таких приматов, включая орангутангов, горилл и шимпанзе, ежегодно исчезают из естественной среды обитания в результате нелегальной торговли. Они либо продаются, либо погибают во время охоты на них, либо умирают в неволе. Примерно две трети из них — это шимпанзе, находящиеся под угрозой вымирания.

Считается, что западноафриканские шимпанзе, к которым относится найденный в Абиджане детёныш, находятся под большей угрозой и потому классифицированы как находящиеся на грани исчезновения. В мире их осталось не более 65 000. 

По данным Партнёрства по защите человекообразных обезьян, объединяющего более 100 государств и организаций, за период с 2005 года по 2011-й в 23 странах местные власти спасли 1 800 обезьян, ставших жертвами контрабанды. Из них около четверти — шимпанзе.

Фальшивые документы

Процветанию торговли человекообразными обезьянами способствуют два фактора — упорство контрабандистов и легкость, с которой можно обойти международные законы по покупке и продаже редких видов животных.

Эти правила чётко прописаны в Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения — СИТЕС. 

Шимпанзе в этой конвенции имеют наивысший уровень защиты (что обозначено в Приложении 1) и могут быть экспортированы только в редких случаях. К примеру, если эти животные выращены в неволе (чего, насколько известно, не случается в Западной Африке) — и тогда организации, осуществляющие экспорт и импорт, должны быть зарегистрированы в соответствие с СИТЕС.

Основные международные пути незаконной торговли человекообразных обезьян
Основные международные пути незаконной торговли человекообразных обезьян

Однако, как стало известно журналистам Би-би-си, с нужным количеством денег и связями, контрабандисты могут обходить эти правила. Журналисты смогли купить два разрешения на экспорт шимпанзе по 4 000 долларов каждое.

Представившись покупателями, представляющими интересы третьего лица в Таиланде, журналисты смогли купить первое разрешение в столице Египта Каире, давно известной как Центр торговли животными.

Репортёр начал переговоры в защищённом мессенджере с двумя торговцами — Махмудом Халедом и Рамаданом Абдельнаимом. Они прислали видео с детёнышами шимпанзе, сидящими в той самой голубой комнате, и предложили достать разрешения СИТЕС на перевозку за границу этих животных.

Халед даже пообещал присылать видеоподтверждения того, как малыш будет ехать к пункту назначения. Рамадан предложил альтернативный путь: получить разрешение на вывоз менее редких животных и спрятать шимпанзе среди них.

Оба эти способа Управление ООН по борьбе с наркотиками и преступностью считает способами контрабанды дикой флоры и фауны.

Журналисты Би-би-си приняли предложение Халеда и спустя две недели получили разрешение по протоколу Приложения 1 СИТЕС. Неряшливо заполненное, с грамматическими ошибками и другими неточностями, оно было подписано и заверено печатью чиновника иорданского правительства. В нём был указан наш выдуманный адрес, и простой поиск в интернете сразу мог бы показать, что эта организация не зарегистрирована при СИТЕС.

Нашим следующим шагом было выяснить, можем ли мы купить этих шимпанзе, но Халед отменил сделку, опасаясь, что его раскроют. Поскольку египетский канал провалился, журналисты решили искать поставщика обезьян непосредственно в Западной Африке.

Представившись на этот раз сотрудниками индонезийского зоомагазина, ищущими товар для богатых клиентов, журналисты вошли в контакт с молодым торговцем из Гвинеи по имени Ибрагима Траоре.

Общаясь через зашифрованный мессенджер, журналисты вошли в доверие этого молодого, 22-летнего торговца, который начал посылать видео шимпанзе — и снова из той самой голубой комнаты. Стало понятно, что эта комната постоянно пополняется новыми животными.

Траоре сказал, что сможет достать одного или двух детёнышей вместе с разрешением СИТЕС. Документ, который получили журналисты Би-би-си на этот раз, выглядел вполне достоверным, хотя и был заполнен фальшивыми данными, а подписан и проштампован национальным парковым хозяйством Либерии.

По мере общения с Траоре стал открываться масштаб этой незаконной торговли. Он сказал, что содержит шимпанзе на фермах в своей родной Гвинее, а также в Либерии, Демократической Республике Конго и Кот-д'Ивуаре.

Разрешения СИТЕС, полученные Би-би-си
Разрешения СИТЕС, полученные Би-би-си

В тайно заснятом на видео разговоре Траоре похвалился тем, что может обойти любой международный контроль. Он также рассказал, как пересылал шимпанзе вообще без каких-либо бумаг СИТЕС — пряча зверей среди других, менее редких видов. На одном из присланных им видео было видно, как шимпанзе провозятся в тайных отделениях.

 

Злоупотребления лицензиями

Глава секретариата СИТЕС Джон Сканлон, увидев полученные Би-би-си доказательства, сказал, что удручён, хотя и не шокирован той лёгкостью, с которой приобретаются фальшивые лицензии на экспорт детенышей шимпанзе.

По его мнению, система выдачи подобных разрешений действует слаженно и надёжно, однако он признал, что бывают случаи злоупотребления лицензиями, особенно в Западной и Центральной Африке.

— В системе есть коррупция. Несколько месяцев назад мы сообщили властям наших стран об этом на заседании постоянного комитета. Мы сказали, что если мы не можем справиться с коррупцией, то мы не сможем положить конец незаконной торговле дикими животными. Это непростые вещи, но мы над этим работаем, мы осознаем ситуацию и пытаемся сделать все от нас зависящее.

По словам Джона Сканлона, он не думает, что в масштабах торговли человекообразными обезьянами, в том числе и шимпанзе, произошёл резкий скачок.

— Если бы все было именно так, то, уверяю вас, к этому вопросу было бы приковано огромное внимание и привлечены средства на борьбу с этой проблемой, но мы этого просто не наблюдаем. 

Он подчеркнул, что когда выявляется злоупотребление выдачей лицензии на экспорт, то правительства соответствующих стран получают предупреждение и штраф. В настоящий момент, по его словам, приостановлено действие 30-ти лицензий на торговлю.

Разрешения СИТЕС, обнаруженные в ходе рейда в Абиджане
Разрешения СИТЕС, обнаруженные в ходе рейда в Абиджане

И всё же правоохранительные органы не справляются с ростом масштабов незаконной торговли. По данным Программы ООН по охране окружающей среды, за период с 2005 по 2011 годах в Африке и Азии в связи с торговлей человекообразными обезьянами были арестованы всего 27 человек, при этом четверть этих дел так и не дошли до суда.

Для Интерпола, который координирует международные операции по поимке преступников, дела о контрабанде дикими животными являются приоритетом, однако национальные правительства настаивают, что средства и дополнительные ресурсы должны быть направлены на более резонансные угрозы, такие как уничтожение слонов или носорогов.

Заведующий отделом по безопасности окружающей среды в Интерполе Дэвид Хиггинс подтверждает, что Западная Африка не является для них приоритетом, как и контрабанда человекообразных обезьян.

Поскольку эти преступления не угрожают экономическому процветанию страны или её политической стабильности, власти не торопятся реагировать, и на борьбу с ними просто нет ресурсов, поясняет он.

К голубой комнате в Кот-д'Ивуаре журналистов и Интерпол привёл главарь местной сети контрабандистов Ибрагима Траоре. Он прислал видео, на котором в этой самой комнате он находился вместе с детёнышем шимпанзе, держа в руках листок бумаги с проставленным числом и временем заключенной сделки. Его лицо было хорошо видно, и он, казалось, не волновался, что его могут опознать.

Ибрагима Траоре арестовали, ему и его дяде Мохамеду предъявилли обвинения в преступлениях, связанных с контрабандой диких животных.

Данные, полученные с его телефонов и компьютеров, оказались бесценны в расследовании деятельности международной сети контрабандистов, торгующих человекообразными обезьянами, которая охватывает Европу, Африку, Азию и Ближний Восток.

Сертификаты СИТЕС, найденные в его компьютере, позволили проследить возможные пути нелегальной переправки десятков разных видов животных, в том числе и вымирающих. Найденные свидетельства также указали на причастность брата Траоре Абубакара. 

Полицейский, занимающийся этими преступлениями в Кот-д'Ивуаре, полковник Ассуму Ассуму пообещал раскрыть всю нелегальную цепочку - от охотников до контрабандистов и покупателей.

— Через 10, 20 лет у нас больше не будет шимпанзе. Этот вид просто исчезнет, и именно поэтому этим делом и занялся Интерпол. Я лично намерен бороться с этим. Это редкие животные и мы, наше поколение, не должны допустить их исчезновения.

Малыша перевезли в офис Интерпола в Абиджане, а потом передали сотрудникам отдела дикой природы из министерства по лесному и водному хозяйствам. Оттуда его отвезли в зоопарк Абиджана, где накормили и дали имя: Немли-младший. Затем его передали взрослой самке шимпанзе, которая стала приёмной матерью ещё двоим детёнышам.

Источник:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость