Многие предприятия Беллегпрома попросту неконкурентоспособны, так что это решение выглядит предсказуемо, но предсказуемость не делает его менее печальным.
Немного контекста: в 2018 году председателя Беллегпрома освободили от занимаемой должности, а по итогам за тот же год наибольшее количество убыточных предприятий в Беларуси было именно в сфере лёгкой промышленности. Новая председательница концерна решает менять ситуацию, но вместо того, чтобы повышать конкурентоспособность местной продукции, она решает «регулировать» привозную.
В переводе с чиновничьего на трасянку «отрегулировать» значит «жэстачайшэ запрэциць», и именно это, скорее всего, ожидает секонд-хэнды в скором времени. Хотя остаётся надежда, то нынешние слова председательницы концерна – это пыль в глаза и имитация бурной деятельности.
В целом же такой подход к проблеме – это классика жанра: именно так беларусское государство традиционно вмешивается в рыночные процессы. Мы не улучшаем своё, а запрещаем чужое и по возможности создаём монополию, чтобы у людей просто не осталось выбора. Неважно, какой ценой, но отчёты о деятельности предприятий будут улучшаться. А остальное неважно.
Но это чиновникам остальное неважно. Если вы хоть немного интересуетесь вопросами перепотребления и вторичного использования вещей, то вы понимаете, что наезд на секонд-хэнды – это очень и очень плохо. Да и не только в экологии дело: много кому в Беларуси по карману только одежда из секондов.
Пытаться ограничить поток б/у вещей, которые привозят в страну, - это настоящее издевательство над людьма. Очередная насмешка и плевок в лицо, который мы должны покорно стерпеть на благо чужой отчётности.
Сейчас секонд-хэнды – это магазины и для тех, кто не может позволить себе дорогую одежду, и для тех, кто хочет позаботиться об окружающей среде и дать вещам вторую жизнь. В моём гардеробе больше половины вещей куплены именно в таких магазинах, и это не случайность, а осознанная позиция. Многие мои знакомые со мной солидарны, и пусть я понимаю, что надо делать скидку на особенность выборки, но я также вижу, что секонды действительно популярны.
Беллегпром хочет повысить продажи? Пусть учится конкурировать! Как бы многие ни насмехались над лозунгом «купляйце беларускае», мы понимаем важность поддержки локальных производств.
Но у всего есть максимальная цена, и солидарность и экологическая сознательность – не исключение. Странно выглядит уверенность, то потребительницы и потребители будут выбирать вещи с плохим дизайном и высокой ценой только для того, чтобы поддержать отечественного производителя. Рынок так не работает.
Зато так работает беларусское государство. И в то время, как другие развивающиеся страны начинают осознавать проблему перепотребления и двигаться в стороны экологической осознанности, в том числе продвигая идею повторного использования вещей, Беларусь всё делает наоборот.
Если из наших городов исчезнут секонд-хэнду, это будет настоящий позор. А много для кого это будет ещё и катастрофа – денег на покупку новых вещей у людей не прибавится.
Но чиновников это вряд ли волнует – они уверены, что «урегулирование» секонд-хэндов поможет им улучшить отчётность. Но я повторюсь: рынок так не работает. Мы придумаем что-то взамен магазинов.