В конкурсе “Экокульт”, итоги которого были подведены в начале сентября, гран-при безоговорочно достался фотографии, визуально соединившей отходящую в прошлое патриархальную традицию и урбанистически-промышленное настоящее.
Наступающие на деревню заводские трубы соединились с ней в причудливом зыбком контрасте, заставляющем каждого смотрящего на эту картину почувствовать с одной стороны тревогу за судьбу наших корней, безысходный страх от неотвратимой потери их, а с другой стороны - восхищение художественной силой изображения.
Автор работы фотограф и архитектор Виктория Бохан рассказала нам, как она видит связь искусства с экологическими проблемами современности.
– Как ты видишь связь искусства фотографии с экологией? Какой, на твой взгляд, основной принцип показа экологических проблем через фотографию?
– Экологическая фотография живёт по тем же законам красоты и гармонии, что и любое другое искусство. На мой взгляд, задача фотографии в экологии – эстетическими средствами донести до зрителя уязвимость окружающего мира.
– С чего началось твое увлечение фотографией? И является ли это твоей работой, или же это занятие для души?
– Это увлечение началось лет десять назад с фотографирования всего вокруг, и по своей сути мало что поменялось за эти годы. В качестве объекта съемки всегда привлекали состояния природы, настроение города, животно-растительный мир и архитектура. Занимаюсь этим для души и в свободное время, стараюсь принимать участие в интересных проектах, если их тема мне близка.
– Ты фотограф и архитектор. И я знаю, что у тебя получается соединить эти два занятия: ты фотографируешь Гродно в его архитектурном разнообразии. Какие свои мысли и чувства ты выражаешь через фотографии городских пейзажей?
– В фотографии я больше ориентирована на сам процесс, чем на результат. Есть особое удовольствие в наблюдении за светом, цветом, фактурами, изменениями городского пространства во времени, законами линейной и воздушной перспективы. Наверное, таким образом выражается моя любовь к городу и окружающей среде.
– Гран-при конкурса Экокульт получила твоя фотография, на которой визуально объединяются образы традиционного патриархального прошлого (деревня) и индустриального настоящего-будущего (завод). Насколько эта тема актуальна сейчас в искусстве (в частности, в искусстве фотографии) и какие варианты ее художественного решения существуют? Какую идею, на твой взгляд, должны доносить такие изображения зрителям?
– Приём противопоставления контрастов весьма эффективен для жанра экологической фотографии и для искусства в целом. Нам проще увидеть чистое, если рядом есть грязное, а также новое на старом, красивое на уродливом, доброе на злом и т.д. Предоставляя зрителю контрастные состояния одного объекта, мы даём ему возможность принять одну из сторон.
– Какие экологические проблемы лично для тебя являются наиболее животрепещущими и делаешь ли ты что-то в рамках своего быта, повседневной жизни, чтобы внести вклад в их уменьшение или решение?
– Актуальными лично для меня являются вопросы экологии, затрагивающие архитектуру и урбанистику. Это и велоинфраструктура, и эргономика микрорайонов, и озеленение, и безбарьерная среда, и многое другое. В повседневной жизни и в работе часто сталкиваюсь с поиском рациональных, а значит и экологических, решений организации пространства.
Людмила Якшук
Фото из личного архива Виктории Бохан