Страны Латинской Америки традиционно занимают активную позицию в климатическом переговорном процессе. Один из важнейших вопросов для региона — проблема сохранения тропических лесов от вырубок с целью развития сельского хозяйства или добычи полезных ископаемых. Для большинства латиноамериканских стран крайне важен и вопрос сохранения прав коренного населения на землю и ресурсы, а также местного самоуправлениями природными экосистемами. Примечательно, что многие из делегаций и общественных организаций региона занимают довольно левую и антиглобалистскую позицию, выступая в том числе против механизмов рыночной экономики в управлении ресурсами (введение стоимости услуг экосистем, торговля разрешениями на выбросы, углеродные рынки).
Напомним, в 2011 году в конституцию Боливии были внесены поправки, гарантирующие "Матери-земле" (название происходит от культа, символизирующего единение человека с природой и распространенного среди индейцев региона) ряд прав, в том числе на жизнь и существование, на чистый воздух и воду, на защиту от загрязнений, на поддержание баланса и осуществление циклов жизни без вмешательства человеческой деятельности. В результате параллельно с основными переговорами в Лиме пройдет и так называемый народный саммит, на котором организации и местные сообщества представят свои варианты решения климатической проблемы.
Но основной темой двухнедельной встречи станет разработка нового, посткиотского, климатического соглашения, принятие которого ожидается уже в следующем году в Париже и которое должно будет вступить в силу к 2020 году. Переговоры о новом соглашении идут уже не первый год — первоначально его принятие планировалось еще в 2009-м в Копенгагене, но саммит, несмотря на присутствие первых лиц многих стран мира, оказался неудачным. Сейчас, как полагают многие эксперты, процесс находится в намного лучшем состоянии. «У нас уже есть финансы и технология для немедленных эффективных действий, так что вопрос только в политической воле правительств»,— заявила в преддверии конференции исполнительный секретарь климатического органа ООН Кристиана Фигейрес.
"Встреча в Лиме — своего рода барометр климатического процесса ООН, по ее результатам должен появиться реальный переговорный текст будущего соглашения. Если этого не произойдет, то это станет предвестником провала переговоров в следующем году в Париже",— сказал представитель российской официальной делегации глава отдела департамента международных делегаций МИДа Олег Шаманов.
Сейчас климатический переговорный процесс ООН характеризуют две разные и принципиально важные тенденции, отмечает руководитель программы "Климат и энергетика" "WWF Россия" Алексей Кокорин: "С одной стороны, все больше стран объявляют о впечатляющих национальных решениях и планах низкоуглеродного развития, с другой, почти все крупнейшие страны не хотели бы, чтобы их национальные решения были зафиксированы как юридически обязывающие в рамках нового соглашения". Поэтому компромиссным вариантом может быть то, что вклады по выбросам не войдут не только в ратифицируемую часть нового соглашения, но и в решения ООН (не требующие ратификации) и будут фигурировать лишь в информационном приложении, полагает эксперт. В результате наблюдатели ожидают, что в Париже будет принято только сугубо рамочное или базовое соглашение о намерениях, которое не будет содержать данные о численных параметрах выбросов стран — более детальные вещи могут согласовываться странами отдельно как на многосторонней, так и на двусторонней основе, как в рамках ООН, так и вне их.
Отметим, что Россия поддерживает идею фиксации в самом новом соглашении численных параметров снижения или ограничения выбросов крупнейшими странами. "Если мы хотим всеобъемлющее, надежное соглашение, которое будет представлять собой основу для дальнейшей долгосрочной политики государства в области климата, то все должно делаться комплексно, с учетом современных реалий и при неукоснительном соблюдении правил процедуры",— полагает Олег Шаманов.