Час Земли Максим решил встретить заранее, провёл ночь с пятницы на субботу (с 23 на 24 марта) возле Нёмана в лесном массиве Грандичи. Лампу зарядил лампадным маслом, расположился в кустах на берегу реки, рядом с неприметной затокой, где живут бобры.
Мерцающий кладбищенский огонёк в темноте сначала пугал поздних отдыхающих, ведь Грандичи находятся на территории Гродно. Но очень быстро Максим остался наедине с ночной жизнью леса, наполненной сочными звуками весеннего нёманского разлива, шорохами, проникающей ледяной сыростью. Главная цель была: отметить Час Земли и дополнить ночными съёмками фильм о жизни семейства боров.
– Бобров слышал, видел, но снять не смог, света не хватило. Честно говоря, впечатления и так замечательные – звёздное небо, туманности, вода живая, всё бурлит, клокочет в ней, разговаривает, ощущение единения с Природой, Космосом. Всё приправлено лёгкой ночной жутью. Утром на берег ручья вышла норка, получился новый сюжет, – рассказывает Максим.
Фильм о норке
У Максима Гармаша уже есть несколько видео бобрового семейства при свете дня. Животные привыкли, перестали бояться. Не испугались даже журналиста. Накануне, Максим показал место: неприметная затока Нёмана и устье ручья. Чёрный камень на льду оказался крупным бобром. Неторопливо он соскользнул в плес, а через некоторое время выплыл прямо на меня. Увидел, наконец, подпрыгнул, громко хлопнул хвостом по воде, нырнул и больше мы его не видели.
Так близко бобра в природе можно увидеть крайне редко. Если учитывать, что Грандичи – это зелёная зона Гродно, рядом проходит дорога по которой гуляют отдыхающие санатория, ездят велосипедисты, к ручью ведёт тропа и кладка – нам крупно повезло. Однако, если становишься частью лесного сообщества, тайная жизнь диких животных постепенно раскрывается.
– За бобрами на Нёмане наблюдаю около трёх лет. В лучшем случае, ранее удавалось услышать их возню на другом берегу, после захода Солнца. Осенью я нашел их главную хатку и всю зиму ходил к ним «в гости», – рассказывает Максим.
Фильм о бобрах
Грандический лесной массив наполнен живностью. Однажды Максима «повела» стая диких собак, очень опасная встреча. Видел наш герой кабанов, лис, зайцев, норку, косуль, лося, делал редкие кадры куницы. Пропали было, но начали возвращаться в массив белочки.
Считается, что диких кабанов в Грандичах нет, однако следы и разрытый мох опровергают это. Прошлой зимой Максим сам столкнулся со стадом. Впечатление грозное, но как-то разошлись, первыми звери не нападают.
– Скорее всего кабаны мигрировали от полигона в Гоже, где разрешены охота и отстрел. В Грандичах свободно и безопасно, есть чем питаться – желудей в достатке. Однажды они вышли прямо к КСМ (Комбинату строительных материалов), ещ` немного и попали бы в кабинеты… – улыбается Максим.
Теперь беда – туристы оставляют продукты
Вдоль берегов Нёмана вьётся натоптанная тропа, вокруг сосновый лес, вперемешку с лиственными, дубовые рощи. Это место для вдохновения, а используют его для пикников и гулянок. Практически везде можно подъехать на машине, чем люди и пользуются.
По велодорожкам местные «бизнесмены» устраивают гонки на квадроциклах, земля изрыта колеей.
– Приезжали сюда вместе с ГАИ, сидели в засаде, но поймать никого не получилось, – рассказывает Максим.
Кроме мусора приходится убирать самодельные капканы. Пару лет назад Грандичи облагородили с помощью евроденег. Обозначили сеть велодорожек, построили площадки для мусора, велопарковки, беседки, туалеты.
Фильм о кунице
Теперь беда – «туристы» оставляют после отдыха продукты. Хотя есть мусорные контейнеры, органику бросают на землю, часто в пакетах и банках. Дикие животные этим пользуются.
– Они готовы пожрать горы мусора, вместе с пластиковыми обертками, чем больше мусора вокруг, тем ближе они к городу.
Животные периодически заходят на городские улицы. В прошлом году в ноябре молодой лось вышел прямо к Институту биохимии и провалился в технический колодец. Предварительно сообщили, что его вернут в лес. Однако есть данные, что «не довезли», лось «не проснулся»…
В конце марта на выходные наконец-то в Гродно пришла весна. Грандичи заполнились звуками попсы и запахом дыма от костров. К вечеру Максим снова пришёл в потайное место и «закипел». Сухие берёзки над входом в бобровую нору разбирали отдыхающие…