На мели
Водной артерией жизни для Гомеля всегда была река Сож. Он давал жителям воду, в прошлом по реке шло основное транспортное сообщение. Правда, апокрифическая легенда гласит — возле нашего города река была мелкая, отчего плотогоны и кричали здесь во всё горло: «Го-го! Мель!» Правда, ни один серьёзный учёный эту версию названия Гомеля не подтверждает.
Но вот сейчас легенда, кажется, готова стать явью. Река от года к году сильно мелеет. Например, сегодня вода в районе пешеходного моста отступила от левого берега практически на десятки метров. В чём причина?
В прошлые годы обычно ссылались на засушливое лето. Дескать, мало осадков — вот и мелеет речка. В этом году с дождями проблем не было, а по-настоящему жаркая погода установилась несколько дней назад. Но понижение уровня воды в Соже и многих пойменных озёрах опять имеет место быть. А в некоторых случаях — даже усилилось.
Гомельчанин Олег раньше работал дизелистом на речном флоте. Он считает, что одна из причин — почти полное прекращение судоходства и работ по уходу за рекой. Бывший речник говорит:
— В недавнем прошлом Гомель был крупнейшим речным портом Беларуси, и судоходство на нём было очень интенсивным. Бассейное управление занималось регулярной чисткой речного русла, проверкой фарватера, поддержанием берегов от размыва. Берега укрепляли с помощью лозы. Сейчас это всё мало кому нужно. Береговые склоны оседают и смываются, дно заиливается, образуются новые песчаные перекаты и отмели.
Питание Сожа смешанное, но преимущественно — снеговое. Добавляют воды и летние дожди. Средняя высота воды в Соже — 4-5 м. Но в целом уровень воды в реке зависит от сезонных факторов — количества осадков, таяния снегов и тому подобного. Эксперты говорят также, что на уровень воды в реке может влиять и вырубка лесов и кустарников. Зелёные насаждения доставляют влагу на поверхность, препятствуют заболачиванию, удерживают снега, обеспечивая их более равномерное таяние. Помимо этого, их корневая система ещё и служит естественным средством укрепления берегов, защищая их от эрозии.
Аналогичным образом сложилась ситуация и на многих притоках Сожа. Вода уходит из колодцев в деревнях и посёлках, расположенных, например, на Ипути.
Как «Восьмёрка» может в ноль превратиться
Ещё более критическим может быть сценарий для мелких изолированных водоёмов. Например, многим поколениям гомельчан известно озеро «Восьмёрка» на пойменном левобережье Сожа. В условном треугольнике между Сожем, затоном «Володькино озеро» и гребным каналом оно находится в его юго-восточной части. Своё название это озеро получило за причудливую форму, напоминающую цифру «8». Здесь «за речкой» собирались и первые представители неформальных молодежных субкультур, включая гомельских «хиппи» 60-х годов, и гомельские барды, и первые энтузиасты восточных единоборств. Сегодня на «Восьмёрку» и другие озёра ходят купаться любители спокойного отдыха — посреди густой умиротворяющей зелени и вдали от суеты центрального городского пляжа. Но скоро такому «единению» с природой может придти конец.
Несколько лет назад «Восьмёрка» начала стремительно мелеть. Ранее оно представляло из себя фактически два небольших озера, соединенных между собой. Сегодня одно из них еще называют «живым», а второе — «мёртвым». По словам завсегдатая этого озера гомельчанина Михаила, в «живой» части «Восьмёрки» уровень воды упал примерно на метр. С южной стороны вода отступила от берега на пару десятков метров. Перешеек же, соединяющий две части «Восьмёрки», полностью высох, а «мёртвая» половина озера густо заросла камышом и заболачивается.
Еще один любитель этого озера горько иронизирует: «Восьмёрка» превращается в полный «ноль». В прошлом году камыш появился и в живой части озера, а в этом году он поднялся уже в рост человека. В этом же сезоне поверхность озера, ранее отличавшегося кристально чистой водой, стала покрываться ряской. Ситуацию ещё спасают ключи, бьющие на дне. Очевидно, благодаря им вода в озере и не застаивается окончательно. При купании легко обнаружить ещё одну особенность «Восьмёрки» — вода здесь не просто теплая наверху и холодная в глубине. Слои холодной и теплой воды не смешиваются здесь полностью даже у поверхности.
Михаил говорит:
— Гомель — уникальный город. Здесь прямо в центре города можно раздеться до плавок и купаться. Природа пока что щедро дарит нам свои богатства, ничего подобного нет в других областных городах Беларуси. И будет двойным преступлением перед нашими детьми не оценить это и бездумно уничтожить.
Ещё он сообщает, что несколько лет назад возле «Восьмёрки» жили бобры. Теперь они исчезли.
Кроме «Восьмёрки», в заречной зоне находятся ещё несколько озёр. Ситуация с ними — разная. Небольшое озерцо, тоже по форме похожее на «восьмёрку», отдыхающая рядом с ним веселая кампания бальзаковских женщин называет «Купальским». По их словам, в нём исправно бьют ключи, и озеро обмелело незначительно. Как говориться, в пределах сезонных колебаний.
Возле деревни Якубовка расположен ещё один водоём, который некоторые называют «Цыганским озером». С ним тоже всё хорошо. А вот находящееся рядом в «Восьмёркой» небольшое «Блюдечко» изрядно пересохло. По словам, отдыхающих, обмелело также и расположенное поблизости в глубокой впадине озеро «Бездоннное». Дно «Бездонного», несмотря на его название, теперь видно невооруженным взглядом.
На атласе Гомеля 2014 года в этой местности показано около десятка различных малых водоёмов. Некоторые из них в реальности уже не существуют. В густых зарослях замечаем небольшое озерцо, от которого в сторону реки ведёт высохшее старое русло. Само озерцо — тоже высыхает. На пересохшем дне, в трёх метрах от уреза воды, находим бутылку. Предположительно — 1934 года выпуска. Неужели такого падения уровня воды здесь не было с великой засухи начала 30-х годов?
В обход природы
Общественность высказывает несколько версий обмеления пойменных озёр возле Сожа. По одной из них, это происходит из-за многолетнего отсутствия нормальных весенних разливов и отсутствия осадков. Но, повторимся — в этом году с дождями всё в порядке. Но возможно, подземные резервуары воды истощились за прошлые засушливые сезоны? По другой версии, свою роль могла сыграть труба, соединившая гребной канал с Сожем. Впрочем, пойменных озёр этот новый водоток никак не касался.
Иногда водоёмы могут мелеть и исчезать из-за так называемых карстовых явлений. Это когда вода растворяет известняковые породы и устремляется вглубь. Правда, доломитов и карстовых пещер под Гомелем пока не обнаружено. Только чисто теоретически воды могли размыть где-то, например, глинистые водоупорные слои и пойти вниз.
Наибольшего внимания заслуживают предположения, согласно которым обмеление озера «Восьмёрка» может быть связано со строительством автомобильной дороги «Восточный обход». Оно было начато весной 2010 года с массовой вырубки зелёных насаждений по обе стороны Сожа. При этом данная территория находилась в водоохранной зоне. Автор этих строк, в то время — 1-й заместитель председателя Беларусской партии «Зелёные», и Юрий Климович — тогда координатор Оргкомитета БХД по Гомельской области, сразу же подали обращения в различные государственные инстанции по поводу возможного негативного воздействия строительства на рекреационную зону Гомеля. В ответ власти прислали бумагу — все экспертизы и согласования проведены, всё, дескать, просчитано.
Но сегодня всё чаще высказываются предположение, что проложенная для шестиполосной автомагистрали «Восточный обход» насыпь из песка и гравия могла так или иначе нарушить водоносные слои и водоснабжение пойменных озёр. Несмотря на то, что из-за финансовых проблем работы на «Восточном обходе» были прекращены, и значительная его часть осталась недостроенной. Поднимаемся на брошенную насыпь для «обхода». Несостоявшаяся автотрасса зарастает мелколесьем, склоны размываются дождями.
Но самое главное — массивное «тело» насыпи легло поперёк множества старых русел паводковых водотоков. По этим природным «капиллярам» река каждую весну сбрасывала избыток своих вод, часть из них оставалась в пойменных озёрах. Такой вот естественный канал ведёт и к озеру «Восьмёрка». Теперь насыпь «Восточного обхода» наглухо закупоривает их.
Специалисты же Гомельской городской и районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды утверждают, что всему виной может быть общее понижение грунтовых вод. В этом году по сравнению с прошлым подземные воды по всей Беларуси ушли вниз на 4 метра! Это — колоссальная цифра. В свою очередь, о причинах ухода подземной влаги здесь пока не говорят — скорее всего, они носят глобальный характер. По высыханию же пойменных озер сигналов в инспекцию не поступало. Но после нашего обращения государственные экологи обещали изучить ситуацию и конкретно по озёрам. При чем — в контакте с общественными активистами.
Скорее всего, в случае с высыханием пойменных озёр Сожа следует рассматривать целый комплекс причин — как глобальных, так и локальных. И если влиять на пресловутый «климат чайндж» в планетарном масштабе нам пока сложно, то вот решать местные проблемы — вполне по силам. Будь на то только добрая воля. И правильно расставленные приоритеты, когда интересы человека и сохранения природы и здоровой среды обитания должны стоять выше сиюминутных прибылей и коммерческих проектов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Куды “хаваецца” вада: Беларусь перажывае трэці перыяд падзення грунтовых вод