04.09.2019 / 13:09

В рамках программы Community Connection мне удалось побывать в городе Сиэтл, это штат Вашингтон той самой родины капитализма Соединенных Штатов Америки.

Город из фильма «Пятьдесят оттенков серого»

Что я знала о Сиэтле? Нет, не угадали, я не знала, что великий Курт Кобейн и его легендарная Нирвана родом из Сиэтла. Только не смейтесь, обещаете? Про город впервые узнала из книги «Пятьдесят оттенков серого», в этом самом городе проживал герой Кристиан Грей, и в этот город прилетела героиня Анастейша на личном вертолете своего возлюбленного.

Что ж это за такой Сиэтл? Это очень водный город, однозначно. Он раскинулся на берегах большого залива Пьюджет, выходящего к Тихому океану. Чуть западнее залива виднеется с высотки огромный остров Ванкувер. А восточнее города блестит озеро Вашингтон.

В Сиэтле куда ни глянь, везде вода. И скажу так, что это действительно добавляет некой романтики и ощущения, что ты находишься на краю света. Но мы ведь знаем, что земля круглая, хе-хе-хе.

Так уж получилось, что мне повезло не только с городом, но и с соседкой. Ей была Мария Сума, экологиня и экспертка. Вместе с Машей нам предстояло жить у женщины Шошанны.

Буквально перед приездом мы с Шошанной зафрендились на фэйсбуке, она написала, что ждёт нас очень и желает счастливого пути. А ещё мы узнали, что Шошанна уже тринадцать лет не употребляет мясо и очень просит в её доме этого не готовить.

Не беда и не проблема, подумали мы с Машей, со спокойной душой упаковали вещи и отправились в трёхнедельную поездку на тот самый «край света». Почему казалось, что летишь на край света? Потому что это почти одиннадцать часов полёта и бесконечная вода внизу. Как же! Целый океан перелетели.

 

Мы жили в частном доме в самом конце улицы

По прилёту организаторы программы нам раздали инструкцию, как сортировать мусор, куда и что. Больше всего удивило в той самой инструкции то, что закон города требует не складывать пищевые отходы в общий бак. Сам бак для пищевых и садовых отходов должен быть доступен для пользования всем жильцам дома.

Мы жили в частном доме в самом конце улицы и по пути на остановку проходили через все дома. Около каждого дома стояли контейнеры с мусором, компостом, контейнеры для перерабатываемых отходов. Мы ни разу не учуяли зловонный запах, какой обычно бывает, когда гниёт пища.

В той самой инструкции говорилось, что компост рекомендуется накрывать газетами, резаной бумагой или садовыми отходами, а лучше всего выбрасываемую еду заворачивать в газеты, чтобы уменьшить распространение паразитов и запах.

За три недели привычка сортировать мусор вырабатывается очень чётко, особенно когда в каждом здании, в каждом кафе, в каждом доме ты видишь, насколько ответственно к этому относятся. Как сказала бы современная молодежь, зашкварным становится выбросить отходы не в тот контейнер.

 

Зачем в Сиэтле собирают пищевые отходы?

Треть бытового мусора в Сиэтле составляют пищевые отходы. Вместо того, чтобы отправлять их на свалку, отходы превращают в компост. Сам компост используют для удобрения земли в городских парках и садах.

Тут не обошлось без вопроса климата. На свалке пищевые отходы выделяют метан – парниковый газ, который в двадцать два раза вреднее, чем CO2. Также это неплохая экономия – возможность избежать засоренных сливов и дорогостоящих ремонтов этих самых сливов.

 

Какие отходы компостируемые?

Под понятие компоста попадают:

  • остатки фруктов и овощей
  • кофейная гуща, пакетики из-под чая
  • ракушки и панцири ракообразных, кости животных
  • макаронные изделия и рис, хлеб и крупа
  • скорлупа от яиц и орехов
  • мясо, рыба и молочные продукты
  • немелованная бумага, загрязнённая едой, жирные коробки от пиццы, бумажные пакеты, полотенца и салфетки, резанная бумага (она, кстати, смешивается с садовыми отходами)
  • компостируемые пакеты
  • цветы и домашние растения (без горшков), листва, ветви и срезанная трава…

Ещё тогда пошутила про себя, мол, неужели у вас никто траву не палит, решила не озвучивать.

Ни металл, ни пластик, ни пластиковые пакеты, ни стекло, ни отходы животных ни в коем случае не допускается бросать в компост. Компост нельзя складывать в пластиковые пакеты, потому что они его портят. Но можно – в пакеты, которые сами сделаны из компоста, из отходов овощей – такие выпускают в штате Вашингтон. Такие же и трубочки делают, они коричневого цвета, выбрасывая их в компост после употребления, желательно смять.

Кстати, компостируемые пакеты ещё должны быть утверждены, и список утверждённых пакетов находится на сайте городской администрации Сиэтла. Данные пакеты доступны в магазинах, но раз уж так получилось, что в доме его нет, то рекомендуют использовать обычный коричневый бумажный пакет.

Все жилые дома в Сиэтле обслуживает служба по вывозу пищевых и садовых отходов.

Американские пейзажи
Американские пейзажи

 

Куда отправляются другие отходы?

Кстати, в перерабатываемые отходы нельзя бросать один-единственный пластиковый пакет. Нужно несколько штук собрать вместе и сделать известный «пакет для пакетов».

Также пластиковые контейнеры, загрязнённые едой, нельзя выбрасывать в перерабатываемые отходы, обязательно нужно отправить чистый контейнер. Крышки диаметром от трёх дюймов (1 дюйм = 2,54 см) и больше, металлолом менее двух футов в высоту, ширину и длину, баночки от таблеток. Только флаконы от выдаваемых по рецепту препаратов выбрасывать нельзя.

 Что ещё входит в перерабатываемые отходы:

  • бумага
  • ящики и коробки
  • плоский картон
  • мелованная бумага
  • стеклянные бутылки и банки
  • металлические банки
  • алюминиевая фольга
  • пластиковые бутылки, банки и бочонки
  • пластиковые стаканчики, подносы, контейнеры
  • пластиковые горшки для цветов

Если у вас нет возможности протереть или вымыть от еды пластиковый контейнер, то вы должны его отправить в «мусор». Туда же отправляются крышки диаметром меньше трёх дюймов, одиночные пластиковые пакеты, предметы гигиены, отходы животных, которые помещены в пакеты, ненужные керамические и стеклянные изделия, наклейки с фруктов, лампы накаливания.

Так может выглядеть обычная улица
Так может выглядеть обычная улица

 

О дорогой экологичности

Скажу честно, что мечты об Америке разбились в пух и прах, и я поняла, насколько там непросто и дорого жить. Вспомнился случай из моей университетской жизни. Моя лучшая подруга из университета Таня любила купить очень дорогое платье, а на копейки доживать месяц до следующего перечисления денег. На эти копейки она покупала овсянку и овощи. И постоянно говорила, что из-за своей любви к дорогим вещам она питается самой здоровой и самой простой пищей.

В Сиэтле это не прокатило бы ни за что. Моя подруга и соседка Мария Сума, как экологиня и экспертка, сразу же заметила ту самую экологическую несправедливость.

В Сиэтле полно органических супермаркетов, в которых продаются чистые продукты. Магазин напоминает огромный музей с красивыми овощами, фруктами, бочками с орехами, различными видами сыров, джемов, арахисовых паст, травяных чаёв, косметики.

Но, судя по ценам, далеко не каждый человек может позволить себе купить те же самые овощи и фрукты прямо с грядки, так сказать. Например, килограмм органических яблок стоит восемнадцать долларов, а полкило морковки стоит аж три доллара.

 

Около 10% жителей Сиэтла – бездомные

В Сиэтле сейчас одна из главных проблем – проблема бездомных, которая растёт и растёт. Отсутствие дома у людей связано со многими факторами: медицинская страховка, ментальное развитие, бедность... Аренда жилья в Сиэтле очень дорога, чтобы суметь снять жилье в Сиэтле, нужно зарабатывать около пятнадцати долларов в час.

В Сиэтле проживает 605 тысяч человек, из которых около 60 000 – это бездомные люди. Кажется, что эти цифры фантастические, но когда видишь под мостами палатки, в центре города спящих людей прямо на тротуаре, многочисленные палаточные городки – веришь во все это. Как только арендная плата за жилье повышается на сто долларов, количество бездомных увеличивается на пятнадцать процентов.

Мы тесно познакомились с бездомными во вторую пятницу пребывания в Америке, когда волонтёрили в шелтере под символичным названием «Roots». Меня удивило, что многие из бездомных приходили со своими бутылками и термосами, сортировали мусор. Несомненно, это было некое обязательство, но они выполняли его даже в своей непростой ситуации.

 

Собаки и опиоиды

А ещё по вечерам по набережной бегали зайчики и белки. По утрам было слышно, как они проносятся по крыше дома, и часто видно, как из-за окошка они наблюдают, как мы завтракаем.

Наша хостесс Шошанна однажды подвозила нас до офиса и спросила, заметили ли мы, как много в городе собак. Скажем честно, что это было сложно не заметить. Многие люди выгуливали по несколько собак сразу.

Шошанна сказала, что в Сиэтле собак больше, чем детей. Отсюда многочисленные догфрендли-заведения, да и вообще, никто собак не оставляет на улице скучать.

Но есть и ещё один печальный факт: часто домашних животных используют наркозависимые бездомные. Несколько раз я видела, как молодые люди сидят с табличкой «Помогите собрать на еду и путешествие мне и моему псу», при этом сам пёс лежал неподвижно рядышком.

Местные жители рассказали, что таким образом собирают на наркотики, а собак накачивают различными опиоидами. При этом я ни разу не увидела, что какая-то служба забирала животное у хозяев. Становилось как-то не по себе.

Мы с Машей привыкли уже, что США – это «diversity», столько разнообразия, что можешь в одну минуту и ужаснуться, и удивиться, и умилиться. Но было дико понимать, что все знают, как используют таких животны, и ничего не делают с этим в одном из самых экофрендли городов США.

 

Не нужно бросать в воду морских котиков

Хостесс нашей коллеги Елены, Джудит в один солнечный день отвезла нас на легендарный водопад из известного Твин Пикса – Сноквелли. Чтобы попасть туда, нужно обойти большой парк, заполненный высоченными деревьями, бурундуками, неизвестными ягодами и кустами.

Первое, что нас удивило – отсутствие фудкортов и нетронутость самих деревьев. И неважно, в каком состоянии всё находится, везде стоят таблички с просьбой ничего не рвать и не ломать.

Кстати, на этом самом водопаде мы увидели амишей (представителей религиозного течения – ред). Сначала мы подумали, что это девушки в костюмах из фильмов, оказалось, что нет. Мужчина из амишей спросил, что это за водопад и сказал, что их община ведёт очень закрытый образ жизни.

Через несколько дней Джудит нас отвезла в Дискавери парк – самый большой парк в Сиэтле, на берегу залива. Несмотря на проливной дождь, мы ходили к действующему маяку.

Как же мы умилились, увидев морских котиков! Кстати, таблички на берегу настойчиво гласили, что их не нужно кормить и не стоит бросать их детёнышей в воду. Оказывается, что мама морских малышей специально их оставляет на берегу, дабы сделать самостоятельнее.

 

Трава у вулкана

В последние выходные вместе с нашей хостесс Шошанной мы попали на Рейнир, староспящий вулкан. Территория вокруг вулкана считается Национальным парком. Когда мы дошли до горного озера с красивым названием Shadow, уселись на привал отдохнуть.

Откуда ни возьмись появилась работница парка и попросила не топтать траву. Вместе с Машей мы улыбнулись и не поверили своим ушам, мол, какая трава? Это всего лишь ведь трава! Оказалось, что всего лишь два месяца вокруг вулкана парк зеленеет и цветёт, растительность очень берегут.

В течение всего пребывания на том самом краю света сложилось твёрдое впечатление, что в Сиэтле любят зелень и природу. В последний день пребывания мы гуляли в огромном парке, который выделили для студентов университета Вашингтон, в котором они высаживают различные растения для исследований, парк наполнен ими.

Что уж говорить, даже в таком гиганте, как Амазон, есть так называемые Сферы – огромная оранжерея, в которой проходят совещания, планёрки, рабочие встречи с партнёрами. Представьте, как круто сидеть среди экзотических растений, наблюдать, как растут бобы какао и как цветут различные виды китайских роз.

В Сиэтле у людей любовь к природе и забота о природе, кажется, есть на инстинктивном уровне. Часто задавала себе вопрос: что надо, чтобы беларусы стали такими же? Ведь наша природа так прекрасна и хрупка одновременно.

Автор:
Фотограф:
Евгения Долгая
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость