«Мы не хотим конфликта, а стремимся наладить диалог»
В сентябре, заметив проблему с деревьями, активисты Гродненского Зелёного дозора решили напрямую поговорить с руководством «Гроднозеленстроя».
— Директор выслушал о проблеме деревьев на набережной, сослался на нехватку людей. Здесь и были предложены волонтёрские силы для устранения мхов, залечивания повреждённых мест волонтёрскими силами. Он согласился дать специалиста, который покажет, как правильно помочь деревьям. Но что-то пошло не так. На встречу 3 октября приехал заместитель директора, который ссылался, что на действия с деревьями нужно разрешение мэра. Мы не хотим конфликта, а стремимся наладить диалог. Спасти деревья можно, только если объединить силы. Мы готовы бесплатно помогать, найти ещё больше добровольцев, — подчёркивает координатор движения «Зеленый дозор» в Гродно Елена Майсюк.
Деревья внизу склонов на левонабережной высажены более десяти лет назад, однако по внешнему виду зелёным насаждениям не больше двух-трех лет. Вместе с активистами мы прогуливаемся по набережной и видим: все деревья имеют поврежденную кору в нижней части ствола — следы от газонокосилки. При этом не на всех деревьях есть пластиковая защита. Есть деревья, которые уже давно погибли и на их месте уже выросла поросль. Есть те, которые практически полностью высохли и напоминают кусты.
— Посмотрите, кое-где газонокосилка порубила свежие побеги, а вот на этом дереве есть пластиковая защита, но выше неё кора всё равно повреждена. Если дерево здоровое — оно даёт хороший прирост. Там, где есть повреждения, ветки полностью иссыхают.
Активисты «Зелёного дозора» не понимают, зачем рядом с молодыми деревьями срезать траву мощной газоносилкой.
— Мы обращались в санслужбу, где узнали, что они не дают предписаний, по которым траву нужно косить не реже одного раза в месяц. Самое главное — это не допускать бурьяна. Разговаривали с экологами, которые подтвердили, что кошение травы газонокосилкой "под ноль" ослабляет дёрн. Слабое место в почве становится более уязвимым и туда селятся сорняки, которые могут впоследствии образовывать бурьян.
Ещё одна проблема — деревья нуждаются в очистке от мхов и лишайников, которые нарушают правильный приток воздуха в их внутренние части. Дерево становится незащищённым для насекомых-вредителей: на месте соприкосновения мха и коры появляется влажное место, которое может спровоцировать болезни, гнилость и заселение личинок вредителей. Удаляется мох простым способом — с помощью нежёсткой щетки, затем рекомендуется обработать медным купоросом.
— То, что мы знаем о правильном уходе за деревьями — это знания на уровне садоводов-любителей. Мы готовы лично ухаживать за деревьями в городе, но нам нужен специалист, который объяснит, как это делать правильно с научной точки зрения, не навредив.
Активисты недоумевают: ведь они были готовы бесплатно в личное время под руководством специалиста заняться спасением деревьев. По их подсчётам за пару часов можно было очистить от мха все деревья вдоль набережной. Проводить такую очистку достаточно всего раз в год.
— Правильный уход за деревьями помог бы укрепить склоны Замковой горы, с которой часто падает старинная кладка. Предотвратить эрозию склона также могла бы высадка саженцев в проблемных местах, к примеру, ивы — дерева быстрорастущего, некапризного. Мы предполагаем, что также нужно выдерживать определённые расстояния между деревьями. К примеру, нам непонятно, зачем на склоне высаживать инвазивный клён – это дерево-паразит, и через пару лет оно не даст развиваться другим деревьям.
Волонтёры говорят, что уничтожение деревьев внешним воздействием – проблема не только центра города. Чтобы их решить, одного энтузиазма недостаточно – нужна согласованность с «Гроднозеленстроем» и привлечение научной точки зрения.
Тем временем «Гроднозеленстрой» считает, что деревья на набережной — это не их территория обслуживания.
— Пусть волонтёры обращаются в ЖКХ горисполкома и оставляют там заявки. Если оттуда нам дадут команду, мы направим специалиста, — говорит директор «Гроднозеленстроя» Валерий Ковш.
Координатор Зелёного дозора в Гродно Елена Майсюк не понимает, почему сложности возникли именно после того, как встреча была назначена. И почему профильная организация, занимающая высадкой и уходом деревьев в городе, считает участок на набережной не своей территорией.