И если отъезд IT-специалистов и вывод бизнеса за пределы страны — это в первую очередь удар по экономике, то репрессии против врачей и специалистов узкого профиля — это удар по жизнедеятельности общества.
Без IT-сектора общество перестанет быть современным. Без врачей — перестанет существовать. При этом воспитание специалиста — это длительный процесс, который занимает больше пяти лет.
В некоторых сферах, в той же медицине, воспитание профессионала может потребовать не одно поколение. Потерять же специалиста достаточно просто. Например, создав неблагоприятные условия для работы или же посадив в тюрьму.
В конце ноября на странице «Площади Перемен» в Facebook появилась информация, что Степана Латыпова перевели в Новинки для психоневрологической экспертизы. Напомним, что Степан был задержан 15 сентября, когда пытался выяснить, кто и на каком основании пытается закрасить находящийся во дворе его дома мурал.
Позднее ему предъявили обвинение по статье 293 УК («Организация массовых беспорядков»). Также ему вменялась в вину организация сети поставок опасных ядовитых веществ в страну чуть ли не с целью отравления сотрудников правоохранительных органов.
До сентября 2020 года, когда Латыпов высказал открыто свою гражданскую позицию, отношение к нему было совершенно другое. Он был, пожалуй, самым популярным арбористом в Беларуси. Его компания «БелаАРБО» обслуживала как частных, так и государственных клиентов.
Так, в 2019 году Латыпов выиграл тендер на обработку борщевика по всему Минскому району. Для этой работы и использовались «опасные вещества».
Более того, по приглашению компании «Дипсервис» он работал в резиденции президента. А «Советская Белоруссия» даже называла Латыпова «одним из лучших арбористов СНГ».
Время от времени Степан читал лекции в Белорусском государственном технологическом университете. Он также являлся активным членом Союза арбористов. За годы практики Латыпов собрал команду специалистов, которая бралась практически за любую работу с деревьями (и не только с деревьями) по всей Беларуси.
Можно сказать, что несколько лет назад Латыпов стал лицом беларусской арбористики. Он активно давал интервью различным медийным ресурсам, как государственным, так и негосударственным. Вел блог на YouTube, для которого записывал обучающие видео.
Степан много ездил по Европе, где знакомился с новыми практиками, методами, которыми делился со своими коллегами. Для популяризации арбористики в Беларуси Латыпов сделал многое. Заменить специалиста такой величины быстро невозможно.
Да и какая частная компания согласится сегодня заняться, например, уничтожением того же борщевика, если в любой момент ее работникам могут вменить попытку отравления сотрудников милиции?
Те, кто лечит деревья, — не так востребованы в обществе, как те, кто лечит людей. Арбористы или «древесные хирурги» — профессия, которая только начинает развиваться в Беларуси.
Кто-то может сказать: «Чтобы просто спилить дерево арбористом быть не надо. Нужно иметь бензопилу и смекалку, чтобы многолетняя сосна не упала на линию электропередач или на дом». Однако это утверждение из логики — чтобы удалить зуб не обязательно быть стоматологом. Достаточно просто иметь силу и клещи.
Когда мы начинаем понимать ценность деревьев, то стараемся сохранить, а не уничтожить их. Как однажды сказал Уоррен Баффет: «Кто-то отдыхает сегодня в тени, потому что кто-то посадил дерево много лет назад».
Можно развить эту мысль: «Кто-то отдыхает сегодня в тени, потому что кто-то не спилил дерево». Найти способ удовлетворить интересы как деревьев, так и людей — вот основная задача арбориста.
Для этого надо обладать не только навыками работы с пилой, но и мастерством промышленного альпинизма, знать природу деревьев, уметь с ними работать.
Золотое правило арбориста: «Отрезай как можно меньше и только там, где нужно». К сожалению, в Беларуси не все следуют этому правилу. Примеры обрубки и обрезки деревьев шокируют европейских коллег, которые считают за варварство превращение раскидистого дерева в деревянный столб.
На арбористов в Беларуси не учат. При Университете гражданской защиты МЧС есть курсы для арбористов, которые могут пройти промышленные альпинисты пятого разряда.
Однако обучение там проходит только в случае формирования групп и занимает лишь пять дней. Получить полноценное образование арбориста за столь короткий срок нельзя. В Чехии, например, в Университете Менделя этой профессии обучают четыре года, есть также магистратура и докторантура.
Так что можно сказать, что курсы МЧС являются лишь специализацией и повышением квалификации для промышленных альпинистов. По этой причине многие высококвалифицированные арбористы в Беларуси получают образование за границей.
Степан Латыпов, например, имеет сертификат IRATA International — международной организации промышленного альпинизма, который он получил во время стажировки в Великобритании.
Более чем образование важен опыт и постоянная практика. Арбористика — это динамично развивающаяся профессия. Несколько месяцев без практики уже могут дорого обойтись для профессионала. Несколько потерянных лет восполнить будет практически невозможно.
Сегодня Степан Латыпов признан политзаключенным. Его арест был инициирован тем, что он высказал свою гражданскую позицию, желая защитить мурал на Площади Перемен. Сам арест засняли соседи.
По видео становится понятно, что обвинение и уголовное дело, скорее всего, были сформированы после ареста. Не выйди Латыпов тогда узнать, кто собирается закрасить мурал — его бы не арестовали.
Так или иначе, судят его за профессиональную деятельность — хранение ядовитых веществ. Компания «БелАрбо» сегодня не работает. Опыт и знание высококлассного специалиста не реализованы. Вместо того чтобы лечить деревья, Степан находится в СИЗО, где ждет, как решится его судьба.