05.01.2022 / 18:01

Эксперт по климатической политике Игорь Алабужин рассказывает в новом выпуске Климатического ворчания, будет ли новый год отмечен климатическим рекордом, заметим ли мы изменение климата уже в 2022 году и что такое экологический трибунал. Сразу скажем – весёлого в прогнозах мало.

Давать прогнозы по климату довольно трудно, потому что все эти процессы длятся десятилетиями, столетиями и даже тысячелетиями. Земля такая большая, что все наши попытки как-то изменить климатическую ситуацию очень продолжительны. Мы не можем сразу изменить динамику в развитии климата, мы не можем сразу остановить глобальное потепление.

По нынешним представлениям учёных следующие 20 лет уже прописаны, и чтобы мы не предприняли, первые последствия сегодняшних шагов мы увидим только через 20 лет. Но можем ли мы давать какие-то прогнозы уже на ближайший год?

 

Гипотеза о похолодании

Некоторые сравнивают текущую климатическую ситуацию с автомобилем, который разогнался так сильно, что даже если мы сейчас начнём тормозить, он будет ехать ещё 20 лет. Игорю больше нравится аналогия с бешеным слоном, на котором мы все сидим и который вдруг начинает бежать. Мы понимаем, что слон бежит к пропасти, начинаем тыкать его палкой, чтобы он остановился, но он настолько толстокожий, что мы только через 20 лет поймём, почувствовал ли слон что-нибудь.

Конечно, за эти 20 лет, если мы будем видеть, что пропасть всё приближается и приближается, мы исхлестаем бедного слона. Но только гораздо позже поймём, ощутил ли он что-нибудь. Также нас будут мучить сомнения: даже если слон ощутил, то что с ним дальше произойдёт? Он может ускориться, а может резко затормозить, а может затормозить и рассердиться на нас.

"Я предлагаю проверить одну гипотезу. Дело в том, что с 1945 по 1975 год на Земле было похолодание. И единственное внятное этому объяснение в том, что после войны мировая экономика начала бурно развиваться и мы начали выбрасывать в атмосферу гораздо больше аэрозолей.

Эти мелкие частички, которые поднимаются в атмосферу, отражают солнечный свет и способствуют охлаждению Земли. Тогда даже появилось много учёных, которые считали, что мы накануне глобального похолодания. Учёных, которые считали, что мы накануне потепления, всегда было больше, но в тот период оживились люди, которые считали, что мы приближаемся к ледниковому периоду, потому что зимы потихоньку становились всё более суровыми и снежными. Тогда журналы и газеты пугали людей наступлением нового ледникового периода. Но этот процесс прекратился в 1975 году и началось потепление климата", рассказывает Игорь.

У нас недавно был ещё один период небольшого, но выраженного похолодания – с 2005 по 2015 год. Это можно связать с резким увеличением выбросов в воздух аэрозолей в Азии, в основном в Китае, Индии и Вьетнаме. Азия начала бурно развиваться и сжигать уголь, нефть и газ.

"Сейчас у нас полтора года была пауза, связанная с ковидом, в течение которой мы резко сократили сжигание угля, машин почти не было, а самолёты стояли. Таким образом, согласно моей гипотезе, если всё опять начать резко использовать, то у нас снова должно быть какое-то похолодание. И мы сможем довольно быстро проверить эту гипотезу. Если она верна, то это значит, что 2022 не будет рекордно тёплым. Наверно и следующий год тоже не будет самым тёплым в истории человечества. Пожалуй, по климату это единственный прогноз, который можно дать и проверить довольно быстро", рассуждает Игорь.

 

Возня вокруг климата

Гораздо больше будет проходить "возни" вокруг климата. Еврокомиссия создала Европейскую зелёную сделку, где объединила все свои элементы политики и теперь любые шаги может объяснить стремлением сохранить стабильность климата. По сути это значит, что можно делать всё что угодно, если подвести под это климатическую основу.

Климатическая угроза очень сильная, речь идёт о спасении человеческой цивилизации, поэтому этим предлогом можно обосновать любое решение. Люди поняли, что это отличное изобретение и будут гораздо чаще это использовать.

"Недавно был шум из-за того, что в ООН пытались на совете безопасности принять резолюцию, предполагающую заниматься климатическими делами как вопросами, которые касаются безопасности всего человечества. И даже под этим соусом посылать вооруженные формирования миротворцев ООН в разные части света.

Я думаю, что эта тенденция продолжится. Мы упустили то, что западные страны очень любят создавать международные трибуналы. И вот я прогнозирую, что в следующем году будет активно муссироваться идея создания международного трибунала по преступлениям против климата. Это была бы отличная штука, если правильно подобрать судей. С помощью такого трибунала можно творить чудеса",  считает Игорь.

 

Международный климатический трибунал

Конечно, подобный трибунал – дело очень противоречивое, потому что на деле ни одна из стран ничего не делает для спасения климата и не выполняет Парижское соглашение. Есть страны, которые официально признаны виновными в бездействии в деле спасения климата. Это правительства Франции, Нидерландов и Бельгии. Там активисты подали в суд на свои правительства из-за того, что те ничего не делают. И суды выиграли. Но на самом деле любая страна могла бы быть признанной виновной.

"Международный трибунал был бы вообще замечательной системой и хорошо бы мог использоваться. Конечно, он не будет создан в следующем году. Но я думаю, что разговоров о таком трибунале будет много, потому что делать никто ничего не хочет. Потому что все поняли, что бороться за климат – это трудно. Это может быть очень даже неприятно и больно. А говорить что-то нужно, потому что остановиться и сказать, что мы всё делали неправильно и нужно делать по-другому для них просто невозможно",  говорит Игорь.

 

Развитие энергетического кризиса на фоне климатического

Дело ещё в том, что у нас на дворе энергетический кризис и в следующем году мы с ним опять столкнёмся. Так что развитие энергетического кризиса на фоне климатического – это тоже будет черта следующего года.

"Поскольку кризис на кризисе сидит и кризисом погоняет – мировая обстановка будет становиться всё грустнее и мрачнее. Слов будет много, но никто никаких шагов предпринимать не будет. Поэтому следующий год – это год климатической болтовни. Её будет много, тон будет повышаться, будут обещать кого-то наказать, куда-то послать войска. Кого-то наказать экономически, за что, что не хочет выполнять Парижское соглашение, или любое другое климатическое соглашение. А реальных дел не будет. С одной стороны, это весело – будто читаешь Кафку, только всё происходит на самом деле. С другой стороны – это немного грустно, потому что закончиться может не очень хорошо",  считает Игорь.

Но давайте не унывать и следить за развитием климатической ситуации!

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость