Директор Департамента городского благоустройства КГГА Андрей Фищук написал в Фейсбуке, что белить целесообразно только фруктовые деревья.
— С этого года Зеленстрой перестал белить известью деревья в городе. Если увидите, что кто-то по советской привычке пытается пачкать известью декоративные деревья, другие элементы благоустройства, обращайтесь к исполнителям с требованием немедленно прекратить нарушение.
Надувательство и показуха во времена СССР были выведены в абсолют. Весеннее беление всего вокруг как-то украшало общую серость и убогость совка, — написал Фищук.
Пасха и воинская часть
Ещё год назад киевский фешн-критик Зоя Звиняцковская писала: «Белят все без разбора – в парках, скверах и просто на улицах, часто вместе с фонарными столбами, деревянными колышками и вообще всем, что стоит и лежит. И всё чаще и чаще белят вместе с бордюрами. Белят аккуратно и чисто, густым богатым слоем – или тяп-ляп, прозрачно и небрежно, с белыми брызгами и разводами вокруг. В любом случае, белят до первого дождя, потому что извёстка, разведённая водой – она и есть извёстка, и законы физики неумолимы».
К слову, в соответствии с пунктом 9.1.17 «Правил содержания зелёных насаждений в населённых пунктах Украины» белить известью декоративные деревья запрещено. Правда, работники ЖЭС нарушают эти правила и потом не могут ответить на вопрос, кто дал им распоряжение белить всё и вся.
Зоя решила разобраться в причинах и традициях массовой побелки. И спросила у людей. Публикуем фрагменты текста на сайте cultprostir.ua.
Первыми в коменты пришли материалисты – нормальные, разумные люди с ясными, осмысленными глазами на аватарках. И объяснили мне, что извёстка – это необходимая защита от весенних насекомых-вредителей типа гусениц. Что это необходимая защита от яркого весеннего солнца, от которого кора дерева может даже потрескаться. То есть белить нужно, чтобы зайцы не погрызли бордюры, то есть саженцы.
Стоп. Неожиданно выяснилось, что у материалистов есть несколько равноправных теорий – и каждая явно уходит своими корнями в советский журнал «Садовод-любитель», причём касается исключительно плодовых деревьев в садах, а о бетонных бордюрах вообще ни слова нет. У многих материалистов есть сады или участки на даче, где они каждую весну белят деревья строго в соответствии с их научной теорией. Так поступали их родители, отъявленные материалисты, сторонники метода научного познания мира, и бабушки с дедушками тоже.
И вдруг, прозвучал спокойный и ясный голос женщины, которая кротко сказала: эта побелка напоминает нам о приближающемся празднике. О Пасхе напоминает.
Внезапно материалисты заметили, что принадлежат к разным лагерям, и начали дискуссию друг с другом. В результате зайчатники сами признали, что зарапортовались насчёт поедания грызунами молодых деревьев в центре города, а солнцепоклонники не оставили камня на камне от теории насекомых, но попутно прокололись сами. Выяснилось, что да, солнце действительно может пагубно влиять, но, в основном, на молодые побеги 5-8 лет. Общий вывод из всей этой дискуссии можно сделать следующий: нет никаких рациональных причин обмазывать известкой нижний метр стволов вековых дубов и прочих декоративных деревьев.
<> В комментариях появилась ветка дискуссии о том, что побелка деревьев – это подготовка к Пасхе. В деревнях белили хату, а что в городе побелить? Деревья да бордюры. И отставники довольные – как в воинской части.
Да и вообще, что делать со всей этой жизненной стихией – какой угодно, только не городской, – которая захлёстывает город с каждым годом все больше? Совок держал всех в ежовых рукавицах, сталинские проспекты, спальные районы, мышь не проскочит, ничего без утверждения с начальством. А потом попустило, монстр издох. И люди оказались предоставлены самими себе. И спустя какое-то время они почувствовали, что, никем и никуда не ведомые, оставленные в покое, они могут как-то выразить себя.
И то, что у них получилось – кошмарные лебеди и «солнышки» из шин на городских клумбах, пальмы из пластиковых бутылок вдоль домов, могилки несуществующих умерших детей, украшенные старыми мягкими игрушками во дворах, фотообои с золотыми куполами из плитки, вот это вот всё – как к нему относиться? Ну, то есть, с точки зрения, так сказать, научной понятно, как – это яркое свидетельство эстетической травмы, нанесённой нескольким поколениям, фантомы, пребывающие где-то между махровым китчем и ублюдочным арт-брютом с нажимом на сельский наив, причём часто из очень неэкологичных материалов. А с точки зрения социологии?
По крайней мере половина города без ума от лебедей и подъездов, расписанных как сельские хаты, и побелки на бордюрах. На самом деле, это серьёзный вызов для урбано-активистов. Потому что если горожане захотят вернуть город себе, им нужно будет, как минимум, предложить людям другую культурную парадигму, а не просто запретить под страхом штрафа белить весной деревья извёсткой.
В Гомеле также любят побелить деревья. Такая красота весьма сомнительна: заляпанный краской асфальт или газон вокруг побеленного дерева выглядят неряшливо. А после первого дождя белизна сменяется на серость, да ещё и с неопрятными потёками. Вместе с проведённым кронированием (тоже словечко изобрели!) деревья совершенно теряют свой здоровый и красивый естественный вид. Вот так выглядит «ухоженное дерево», пишет блогер Алена Митина.
А так — растущее свободно.