На фото - зоозащитница Наталья Смаль
Люди по всему миру добровольно помогают врачам, оказавшимся сейчас на передовой из-за пандемии вируса COVID-19.
В минском Хакерспейсе волонтёры наделали пластиковых щитков для защиты лица. Мастерицы шьют одноразовые комбинезоны и маски.
Владельцы кафе и ресторанов в разных городах Беларуси готовят «ссобойки» для врачей. Всё это делается за счёт пожертвований неравнодушных граждан, а частенько и за собственные средства волонтёров.
Зелёный портал пообщался с несколькими жителями города Бреста, объединившими свои усилия для создания необходимых средств индивидуальной защиты (СИЗ) и другой помощи медицинским работникам.
«Неизвестный» про безымянных волонтёров и девушку, которой не сказал ни слова
Вот что рассказал один из кураторов. Назовём его «Неизвестный», в этом тексте он захотел остаться инкогнито – не потому, что чего-то боится, при желании его имя несложно узнать.
Цель его безымянности – подчеркнуть, что люди участвуют в этом процессе не для славы и не для пиара.
«Мне не хотелось бы выступать каким-то эгрегором, вокруг которого все завязано, как вышло после статьи о том, что брестский Технопарк присоединился к инициативе Хакерспейс, – говорит «Неизвестный». – Люди прочитали и подумали, что всю работу делает Технопарк, хотя на деле его сотрудники – лишь одни из многочисленных участников общего дела, изначально организованного обычными горожанами. Перечислить имена всех добровольных помощников невозможно».
Моё инкогнито в данном случае – дань уважения тем людям, о которых никто даже не узнает.
«Я помню одну девушку, которая собрала 50 щитков. Когда она принесла их, у меня не было возможности толком с ней пообщаться: непрерывно шли звонки, за время одного разговора «повисало» по три пропущенных вызова. Девушка смотрела на меня, было видно, что ей нужно сказать несколько слов, как-то приободрить её, поддержать, выразить благодарность, а у меня был очередной дурдом с утра…Девушка собралась уходить, а я просто кивнул ей, стоя с трубкой возле уха, и всё.Почему-то не могу её забыть, она стала для меня символом всех «неизвестных» волонтёров или добровольных пожертвователей».
- Всех не спасти, но хотя бы кого-то. Как в Хакерспейсе делают маски для медиков
- Самоорганизовались и жгут. Как швеи по всей Беларуси делают костюмы для медиков
В общем процессе постоянно задействовано около 50 человек. Люди шьют защитные маски, одноразовые костюмы и комбинезоны (они оказались более востребованы, чем костюмы).
Собирают щитки двух типов. Первый – 3D-печатные, состоящие из трёх частей: напечатанная на 3D-принтере дужка, сам экран и резинка, чтобы щиток держался на голове. Второй – флопы, состоящие из четырёх частей, которые надо собирать вручную.
Изготавливают несколько видов специальных приспособлений, в том числе и для аппаратов ИВЛ: переходники, сплиттеры, держатели для масок, увлажнители, крышки, держатели для перчаток.
Каждый выполняет свою часть работы у себя дома, а затем привозит готовые изделия куратору. Куратор – это тот человек, который в меру возможностей координирует действия участников, обзванивает медицинские учреждения. Он упаковывает и подписывает изготовленные СИЗ, а иногда, если все волонтёры заняты, может и доставить их в нужное место.
Про доморощенных партизан и врачей, которые боятся фотографироваться
Сам «Неизвестный» оказался в команде благодаря случаю: один знакомый добавил его в группу инициативных брестчан в Telegram «Corona_Brest». Поначалу в чате группы царила полная неразбериха, поэтому в какой-то момент мужчина решил действовать самостоятельно.
Он отправился в Минск, купил пластик и заехал в Хакерспейс. Взял там два образца щитков и оставил три катушки пластика. Ещё девять катушек пластика для 3D-печати и 20 листов пластика для экранов привёз в Брест и написал об этом в чат.
Постепенно сформировался костяк группы – из тех, кто перешёл от разговоров к конкретным действиям.
«Наша группа пыталась действовать в рамках минской инициативы Хакерспейс, – рассказывает «Неизвестный». – Мы искали информацию, как делаются щитки, какие вещи ещё нужны, пытались наладить производство в Бресте».
Среди участников были и такие, кто просто забивал эфир потоком истерии. На деле эти [люди] мешали тем, кто молча собирал щитки, молча шил комбинезоны…
«Поначалу были сложности с деньгами для закупки всего необходимое для производства: мы просто доставали их из своих карманов и покупали – и я, и парень с моей работы, и какие-то неизвестные люди… На каком-то этапе студенты с биофака БрГу собрали и принесли нам 77 рублей.
Я даже не знаю, каким образом отчитаться перед людьми, потому что мы, как доморощенные партизаны, наделали за эти средства щитков и комбинезонов, сидя у себя в квартирах, и на свой страх и риск отвезли в больницы: «Здрасьте – это вам – до свиданья».
«Вообще есть стойкое ощущение, что самое главное чувство, которое пронзает всех белорусов – это страх. Страх нашего государства».
Мы боимся неофициальности наших действий. Врачи боятся фотографироваться с нашими изделиями, чтобы мы могли сделать отчёт.
«Множество людей боятся брать на себя ответственность, боятся потерять работу, боятся открыто говорить о происходящем. И это какой-то ужас!»/
Про выгорание и горожан, которые расслабились и ходят без масок
Потом в команде появился человек, который взял на себя обеспечение финансовой поддержки – организовал сбор средств на платформе MolaMola. Дело пошло живее.
Кураторы ищут информацию о том, какому медицинскому учреждению помощь наиболее необходима, туда везут в первую очередь. Каждую посылку сопровождают бумагой с текстом о том, что это не стерильно и с рекомендациями, как нужно стерилизовать.
«Конечно, наших возможностей на всех не хватает, – говорит «Неизвестный». – Например, для Брестской области нужны 6 000 комбинезонов, а в Бресте делается лишь 30-40 штук в день. Медицинские работники реагируют на нашу помощь с благодарностью. Как-то в мой подъезд приехала «Скорая помощь», я дождался врачей и дал им пару щитков и комбинезонов, которые были у меня в квартире. Врачи были очень довольны».
«Я далеко не лидер и не управленец, всё происходящее слишком пропускаю через себя, чувствую слишком много своей ответственности, поэтому в какой-то момент наступило эмоциональное выгорание. Вылезли старые болячки, понял, что больше не могу.
Инициативным быть легче, а нести ответственность – это совсем другое. Вместо меня куратором должен стать кто-то более расчётливый, с трезвым умом».
На мой взгляд, брестчане сейчас слишком расслабились. Такое ощущение, что этот коронавирус уже всем надоел, и люди ходят без масок, идут в церковь, не соблюдают дистанцию в магазинах. Нужно всё-таки прислушиваться к рекомендациям ВОЗ и быть добрее друг к другу!
Зоозащитница о невесте, которая говорила с мамой через стекло больницы
Наталья Смаль – зоозащитница. Как и многим, слушавшим в начале года первые сводки новостей о коронавирусе из Китая, ей казалось, что нашей страны всё это не коснётся.
Со временем стало ясно – просто сторонними наблюдателями мы не останемся. В апреле Наталья прочитала о том, что минская инициативная группа Хакерспейс ищет потенциальных волонтёров в регионах.
По словам зоозащитницы, в ней живёт дух волонтёрства, а её жизненное кредо – кто, если не мы. Поэтому ей захотелось помочь не только животным, но и людям из медицинского сообщества.
«Cпустя какое-то время минчане сообщили, что в Бресте организовывается региональная инициатива, и поинтересовались, хочу ли я участвовать, – делится Наталья. – Для меня этот вопрос был риторическим.
Естественно, я связалась с брестчанами и стала членом нашей брестской команды. Как-то само собой получилось, что я стала курировать пошив масок и комбинезонов, хотя никакого отношения к швейному производству не имею и очень далека от этих технологий.
Сейчас я могу оперировать профессиональными терминами практически наравне с опытными швеями. Моя задача – поиск расходников, людей и швейных производств, готовых пойти навстречу.
Мы помогаем врачам не только в городе Бресте, но и в области. Пытаемся сделать всё, что в наших силах: от выполнения простых запросов вроде защитных масок до каких-то нестандартных. Конечно, в первую очередь нам не хватает рук».
Как мы, так и все, кто нам помогает, делаем это безвозмездно.
«Хочется надеяться, что своей деятельностью мы несколько сглаживаем негативные моменты для наших медработников.
Я общаюсь с врачами практически всех медицинских учреждений города Бреста, включая профилактории. И потом, наблюдая за ситуацией в магазинах и массовых местах, я сильно сомневаюсь в адекватности восприятия действительности большинством населения.
Недавно я наблюдала неимоверно трогательную ситуацию. До сих пор при воспоминании на глаза наворачиваются слёзы. Я привезла в 1-ю городскую больницу СИЗы (средства индивидуальной защиты – ред.) и ждала, пока за ними выйдет врач. Сейчас это учреждение закрыто для посещений, а больным нельзя выходить. Вдруг подъехала машина, из неё вышли невеста в свадебном платье, жених и ещё несколько человек.
Они подошли к центральному входу, а из отделения к ним спустилась женщина, мама невесты. Всё их общение происходило через стекло. Вы понимаете, у людей свадьба!
А мама в больнице и не может даже обнять родных! Пожалуйста, соблюдайте рекомендации ВОЗ, берегите своих родных, особенно пожилых людей!
Конечно, у всех есть работа, дети и так далее, но каждый сам для себя должен решить вопрос самоизоляции. Нашему менталитету свойственно ждать, пока петух не клюнет. Но справиться с ситуацией мы сможем только все вместе».
Финансист о том, что маски не защищают, но без них никак
Виктор Стельмах подключился к процессу помощи медработникам около трёх недель назад. Сначала занимался организацией питания врачей, находящихся на первой линии борьбы с вирусом.
Но вскоре городское кафе «Незабудка» и кулинарная студия «Gurman» наладили процесс доставки обедов, поэтому Виктор переключился на решение вопросов, связанных с СИЗ. Кроме этого, мужчина ведёт финансовый учёт и именно он оформил сбор средств на платформе MolaMola.
Возникают и экстренные запросы, например, установка перегородок между «чистой» и «грязной» зонами в отделениях Брестского роддома.
«Моя основная работа связана с организацией праздничных мероприятий, но по понятным причинам сейчас я временно безработный, поэтому смог так плотно включиться в процесс помощи, – рассказывает Виктор Стельмах. – До этого я даже не представлял, какие проблемы существуют у нас в медицинских учреждениях.
Сейчас мы очень нуждаемся в респираторах и многоразовых комбинезонах, усиленно занимаемся проработкой этого вопроса.
«Если найдем поставщиков, то пустим оставшиеся в наличии средства, собранные на платформе MolaMola, именно на эти СИЗ. Приобретаем мы и прочие товары, необходимые врачам, например, антизапотеватели для щитков, резиновые сапоги и т.д. За две с половиной недели в сборе средств на MolaMola приняли участие 378 человек, общая сумма составила 10 338 рублей. С учётом комиссий сервиса и банка, вышло немногим более 9 500 рублей.
«Большая часть этих денег уже потрачена на материалы для изготовления СИЗ: пластик, спанбонд, фурнитура для пошива комбинезонов. Нам ощутимо помогла компания «Белс», которая бесплатно раскроила для нас тот самый спанбонд, около 2 000 метров, существенно ускорив процесс и сэкономив средства.
Из этого получится около 1 500-1 600 комбинезонов. Шьют их швеи по всему городу – тоже бесплатно. Кто-то на дому, кто-то на швейных мини-производствах.
Всего волонтёрами Бреста изготовлено и передано медработникам 1 975 щитков, 84 переходника, 587 комбинезонов, 25 сплиттеров, 15 держателей для перчаток, 20 крышек, 50 снорков.
Снорки – это маски для ныряния на всё лицо с выводом воздухозаборника сверху для установки фильтра. Кустарное изобретение, которое получилось в итоге очень полезным.
Текущие потребности Брестской области по нашим данным таковы: 6 414 комбинезонов, 942щитка, 32 сплиттера, 32 крышки, 110 переходников, 110 снорков. Я думаю, что пик заболеваемости ещё далеко впереди и карантин – не выход.
А вот максимально возможная самоизоляция просто необходима. Большинство считает, что маски не защищают, и они правы. Но ведь вы можете, даже не подозревая этого, быть носителем вируса – вот здесь маска очень нужна, чтобы обезопасить других людей».
Семья программистов о 3D-печати и о том, как собирает щитки дочка Анечка
Дмитрий Васькевич – администратор чата Covid_Brest_3Dprint в Telegram. В начале апреля вместе с женой Валерией и дочкой Анечкой он подключился к команде брестчан, помогающих медикам.
Дмитрий и Валерия – программисты. Сейчас они печатают на 3D-принтере ободки для щитков, переходники для масок, разветвители, крышки для увлажнения кислорода и т. д.
«До нас дошла информация, что мейкеры (те, кто делает вещи своими руками – ред.) объединяются и помогают медикам, – рассказывает Дмитрий. – У нас есть 3D-принтер, мы знали, что врачам в Бресте нужна помощь. Нашли минскую группу в Telegram, они направили нас в брестскую, которая на тот момент только появилась.
Мы с женой печатаем, а наша дочка Анечка с удовольствием собирает все части в единый щиток. Другие ребята шьют маски и костюмы, делают щитки на лазерном резаке, занимаются логистикой и информационной поддержкой.
Каждый помогает, как может. В нашей команде много активных людей, все знают, что им делать. Думаю, мы столкнулись с серьёзной угрозой и всё, что мы можем, это помочь медикам. Прежде всего, тем, что не заболеем все сразу.
Тогда у врачей будет возможностей помочь нам.
Социальная дистанция, гигиена и маски в общественных местах – это то, что могут сделать все. Если у вас есть время или ресурсы, найдите способ помочь медработникам! Иногда помощью может быть даже просто репост».
Врач о том, как рады были заботе неизбалованные люди
Что думают о помощи волонтёров медицинские работники? Руслан Бринчук – врач-уролог Брестской детской областной больницы. Сейчас он работает с больными коронавирусом детьми.
«Любого ребенка, поступающего с катаральными явлениями или температурой, мы расцениваем как потенциально инфицированного, – рассказывает Руслан. – Дети болеют коронавирусом легче и реже, чем взрослые, но всё же они болеют».
Мы пользуемся щитками и надеваем комбинезоны. Ходить в таком защитном облачении непросто, ощущения – «тепло и мокро.
«О степени эффективности щитков мне судить сложно – подобные исследования длятся годами, нужен ретроспективный анализ. Но уверенности они придают точно.
Волонтёры сами позвонили к нам в больницу, спросили, в чём мы нуждаемся. После непродолжительной беседы буквально через час от них поступил звонок: «Мы в аптеке, перечисляйте, что надо!» Я несколько опешил от такого напора, но понял, что парни, среди которых были и мои друзья, настроены серьёзно. Ещё через час мы встретились на пороге детской больницы, наши сотрудники получили первую партию хлопчатобумажных костюмов и одноразовых медицинских шапочек. Сразу же мы обсудили, что необходимо лечебному учреждению в ближайшее время. На следующий день была доставлена партия питьевой воды.
Мы познакомились с новыми членами волонтёрского движения. Приятно было смотреть в эти горящие глаза. Ребята выражали неподдельную заинтересованность в желании помочь, такой формат отношений и закрепился между нами.
Наши друзья привозили нам защитные щитки, маски, печенье, чай, много других полезных мелочей. Любая помощь не только помогала нам в нашей работе, но и придавала уверенности и вдохновения всему коллективу».
«Все медработники были впечатлены той кипучей энергией и самоорганизованностью неравнодушных людей по ту сторону дверей приёмного покоя. С каждым днём предложений становилось всё больше. Неравнодушными рестораторами нашего города был запущен проект #собериссобойкудоктору.
Медицинский персонал, находящийся на передовой (в приёмном покое, работающий с инфицированными covid-19 или подозрительными пациентами), начал получать вкуснейшие обеды».
Врачи, сёстры, санитарочки, неизбалованные вниманием, поначалу не могли поверить, что такое возможно. Этот дух бескорыстия, милосердности и уважения к работе других неимоверно мотивирует, глаза людей загорелись.
«Здорово наблюдать ту трансформацию, которая произошла со временем – от настороженно-недоверительного отношения к работе волонтёров до гордости. Мы, медработники, чаще слышим жалобы и видим недовольство, но вдруг почувствовали внимание, заботу и восхищение тем делом, которым мы занимаемся.
Хотелось бы пожелать своим землякам не терять бдительности, жить с заботой о себе и близких, не быть категоричными в своих суждениях. Мир состоит не только из вирусов, болезни и смерти… Мир спасет любовь, смех и доброта. Берегите себя, а мы постараемся вам помочь!»