Против строительства, а теперь уже против запуска завода АКБ в Бресте протестуют давно, регулярно и креативно. Как и у любой кампании, у этой тоже бывали внутренние трудности, но до серьёзных конфликтов вроде как не доходило.
Всегда было выраженное деление на своих (местных) и чужих (властей).
А сейчас всё будто бы изменилось.
Недавно в Брест приезжал Александр Лукашенко, и одним из пунктов его программы был разговор с местными активистками и активистами. Списки людей, которые смогут присутствовать на встрече, были согласованы, а вот вопросы – нет. Несмотря на отсутствие цензуры в вопросах, никто не спросил президента ни о Сергее Петрухине, ни об Александре Кабанове, – блогерах, которые находятся в заключении. Это был прокол номер один.
В конце встречи активистки и активисты стали позировать на камеру рядом с Лукашенко, и это был прокол номер два.
То, что происходило дальше, вполне можно назвать расколом движения. Люди, которые недавно были если не хорошими друзьями, то уж точно смелыми и преданными соратниками, стали обвинять друг друга в трусости, «зашкваре», неадекватности и прочих гадостях. Впрочем, понять можно и тех, и других. Одни хотели хоть о чём-то договориться с президентом и пошли на встречу, чтобы показать свою договороспособность. Другие посчитали это неуместным и даже подлым заигрыванием с властями.
Вот только проиграли они все одинаково, а выиграли – Лукашенко и его пиар-служба.
Фото активистов с президентом появились в телеграм-канале «Пул первого», и после этого всем сторонам было сложно удержаться от бурного выражения эмоций.
Приезд Лукашенко расколол движение и самим фактом встречи, и её содержанием. Именно тогда президент заявил, что после президенстких выборов в Бресте надо провести местный референдум по заводу АКБ. И что происходит сейчас?
В воскресенье, 5 июля, активистки и активисты поделились на два лагеря – кто-то обсуждает предложенный президентом референдум в горисполкоме, а кто-то традиционно кормит голубей на площади Ленина. Точнее, пытается кормить вопреки помехам со стороны ОМОНа.
Одни считают, что надо пытаться договариваться, другие – что государство должно выполнить требования местных жителей, и компромиссам тут не место. У всех этих людей есть система аргументов, которая доказывает, что именно их подход – правильный, и все эти люди совершенно точно хотят одного и того же. Но власть сделала так, чтобы они друг друга стали если не ненавидеть, то уж точно недолюбливать.
Возможно, мы сейчас наблюдаем, как рушится одна из самых длительных и впечатляющих общественных кампаний в современной Беларуси.
Но мне очень хочется верить, что у властей не получится.