Принято считать, что жирафы — не самые дружелюбные и социальные животные. Ученые из Бристольского университета доказали, что это не так, пишет The Guardian.
Они изучили больше 400 научных работ и установили: жирафы, как и слоны, повышают шансы на выживание благодаря сложной социальной системе, в которой царит матриархат и особое место отведено самкам пострепродуктивного возраста — бабушкам.
«Взрослые самки жирафов продолжают жить долго даже после того, как их детородная жизнь закончилась», — пояснила соавтор исследования Зои Мюллер.
Раньше ученые думали, что это нелогичная с точки зрения природы черта присуща только людям и касаткам. Потом ее обнаружили у других животных, в том числе слонов. Теперь — и жирафов: после потери фертильности самки живут еще примерно восемь лет, это где-то треть их жизни.
«В сложных обществах бабушки обычно передают выгоды для выживания родственным животным по женской линии, поэтому они заботятся о детях своих сестер, дочерей и так далее. Такие пожилые самки помогают группе найти ресурсы в трудные времена. По сути, сложные социальные животные получают огромную выгоду от выживания самок пострепродуктивного возраста, которые находятся рядом», — заявила Мюллер.
Феномен долгой пострепродуктивной жизни породил гипотезу бабушки. Она объясняет происхождение менопаузы. Авторы гипотезы утверждают: с возрастом энергозатраты женщины на воспроизводство растут, и ей становится выгоднее помочь в воспроизводстве своим детям.
Помогая растить внуков, бабушки способствуют сохранению своих генов в популяции и укрепляют социальные связи в роду. Вероятно, это помогает лучше обеспечить семью необходимыми ресурсами. Этот эффект может выходить за рамки рода и улучшать эволюционную приспособленность целых сообществ. Гипотеза подвергается критике.
Мюллер назвала пострепродуктивных самок — хранилищем знаний. Например, доказано, что во время засухи или голода у стада слонов больше шансов выжить, если в нем есть бабушки.
«Матриархат не обязательно означает, что самцы покорны. Речь о том, что основные сплоченные единицы социальной системы образуют самки — у людей точно также. Когда мы жили обществами охотников-собирателей, наши группы создавались женщинами», — подытожила Мюллер.
Ранее впервые за 70-летнюю историю крупного японского зоопарка стаю макак возглавила самка. Ее зовут Якей, ей девять лет. Вначале она заняла место своей матери-альфы, а затем бросила вызов вожаку — 31-летнему самцу Санчу.