05.09.2022 / 08:09

Рассказываем о девушке, которая организовала бизнес по сбору и переработке пластика, и производит из него предметы для дома.

Фото из архива героини
Фото из архива героини

О проблеме пластика и микропластика, который попадает в почву, воду и даже еду, ученые говорят уже давно. В то же время использованный пластик хорошо поддается переработке и подходит для изготовления вторсырья, из которого современные технологии позволяют производить мебель, украшения и даже одежду.

Зелёный портал поговорил с Вероникой, основательницей recycleaf.ge, первого проекта в Грузии, который собирает, перерабатывает и производит из пластика различные вещи. А еще ведет просветительскую деятельность.

– Как родилась идея создать инициативу по переработке пластика здесь, в Грузии?

Идея пошла от нужды, от того, что на территории Грузии нет ни одного завода по переработке. Все вторсырье, которое здесь собирается, отправляется на переработку за границу: либо в Турцию, либо в Европу, поэтому захотелось создать инициативу, которая будет давать каждому возможность делать что-то хорошее. Я, занимаясь проектом, понимаю, что оставляю после себя минимум мусора, и хотелось это чувство подарить и другим. Тем более, у нас уже была аудитория, и я знала, что есть люди, которые  готовы приносить пластик, покупать и заказывать изделия. Так пришло решение о покупке оборудования, и мы стартовали.

– С чем пришлось столкнуться в процессе запуска? Были ли какие-либо сложности?

Мы готовились и максимально старались ускорить процесс починки оборудования, потому что были некоторые нюансы. Одно из арт-пространств в Батуми временно выделило место, где мы могли собирать пластик, и на момент запуска у нас уже был материал для производства. На открытии люди могли не только сдать пакеты или крышки, но и что-то приобрести из наших изделий.

Это процесс, которым нужно заниматься постоянно. 2022 — наш стартовый год, и классно, что много людей нас поддержало. Это дало еще больше мотивации и понимание, что мы делаем не впустую и не только для себя.

С открытием и оформлением проекта здесь тоже все решилось просто и быстро. Я пришла в Дом юстиции, сказала, что хочу заняться такой вот деятельностью, и оформила ИП. Теперь один процент с дохода компании я плачу в качестве налога.

– Помогал ли вам кто-то в реализации вашей инициативы или делали только своими силами?

Лично мне помогала семья. Мы с мамой загорелись этой идеей, и семья меня поддержала финансово. Проект начал постепенно раскручиваться, и уже в дальнейшем поддержка шла от людей. Про нас рассказала местная газета. Нам подарили целый разворот, где написали всю информацию о проекте, например, что ищем спонсоров.

– Когда вы только запустились, как откликнулась общественность на вашу инициативу? Был ли интерес и желание участвовать и помогать со стороны местных жителей?

Да, интерес появился буквально в первые месяцы. Нам помогали различные пространства, коворкинги, кафе и другие инициативы. У меня мама ходит стричься в парикмахерскую, и девочки, которые там работают, собирают для нас банки от шампуней. Это очень здорово и очень вдохновляет, и дает желание двигаться дальше. И ты не перегораешь, когда понимаешь, что другим людям не безразлично твое дело, и хочешь, чтобы и дальше происходило какое-то развитие.

Но все-таки волна, на которой мы держимся и которая нас двигает дальше, — это больше экспаты, приезжие, которые понимают, как это работает, как сортировать пластик. Относительно местного населения у нас миссия больше образовательная: рассказать, показать, что есть маркировки, есть разные виды пластика, что мусор никуда не исчезает. И сейчас мы двигаемся в этом направлении.

Обычно мы приглашаем волонтеров, чтобы нам помогали сортировать пластик. Так на прошлой сортировке у нас были две волонтерки-грузинки, две девочки-соседки подросткового возраста. Было очень приятно. И это уже большие шаги, потому что раньше такого не было, а сейчас заходят, интересуются.

На нашем открытии была большая вечеринка, было больше 100 человек и люди останавливались, интересовались проектом. Мы хотим, чтобы эта страна оставалась красивой и чистой. Поэтому очень рады волонтерам и всем, кто готов как-то участвовать.

Фото из архива героини
Фото из архива героини

– Вы принимаете и перерабатываете пластик с маркировкой 2, 4, 5. Почему именно эти виды пластика?

Дело в том, что для переработки пластика с маркировкой 1, под которую подходят прозрачные бутылки от воды, нужны очень большие машины и большие площади, где можно эти машины разместить. Сейчас нет ни финансовой, ни физической возможности это реализовать здесь.

Пока мы решили взять три категории — 2,4,5, поскольку для их переработки нужно достаточно небольшое по размерам оборудование. У нас помещение 50 квадратных метра. Туда помещаются три аппарата, где мы измельчаем, запекаем и вырезаем детали из пластика.

Эти три категории пластика, которые составляют основные отходы человеческой деятельности, — это пищевой пластик, он прочный и достаточно качественный. При плавке и переработке не теряются его свойства. Мы делаем мебель, разделочные доски, украшения. Нас привлекло, что это не очень затратно, но благодаря этим машинам мы можем уже делать значительные шаги и перерабатывать значительное количество пластика.

Кроме того, эти категории пластика не являются токсичными, хоть мы и работаем в респираторах. Потому что, например, шестая категория пластика токсична и перерабатывать ее сложно. Продукты в ней лучше не покупать и не хранить. В дальнейшем, когда получается предмет, например, стол, он не будет источать и впитывать запахи. К тому же пластик идеально подходит для влажного субтропического климата, где может появляться плесень. Такие вещи очень удобны в обращении, их легко можно мыть и дезинфицировать.

– Расскажите немного о самом процессе. Что происходит с пластиком, который к вам попадает?

Несколько дней назад из Тбилиси к нам приехало 50 кг крышек. Их привезла экологическая организация Parki ar minda, которая занимается сбором вторсырья в Грузии: батарейки, кабели, ПЭТ. Когда им приносят крышки от бутылок, то они перенаправляются в Батуми, потому что только мы можем их переработать.

Эти крышки мы вначале отбираем по цветам. Например, у нас был заказ на пуговицы и нам очень нужны были красные крышки. Затем начинаем измельчать. Крышки превращаются в стружку, которую мы раскладываем на железный лист необходимого размера и толщины.

Запекаем при температуре 190 градусов в течение полутора часов и оставляем лист остывать. Когда он остынет, переносим его на фрезерный станок ЧПУ.

Мой коллега Сергей делает 3D модель и машина по этой модели вырезает необходимые предметы. Затем мы обрабатываем предмет, чтобы поверхность была более гладкая и ровная, добавляем при необходимости дополнительные детали и отдаем заказ.

Сейчас мы готовим коллекцию брелков и различных аксессуаров, планируем делать торшеры из прозрачных бирюзовых крышек от минеральной воды Боржоми. Такие торшеры выглядят очень красиво.

Качество – очень важный момент в нашем производстве. Когда мы делаем доски для овощей и фруктов, то еще большее внимание уделяем тому, чтобы крышки были обработаны, продезинфицированы.

Фото из архива героини
Фото из архива героини

– Как обстоят дела сейчас, спустя несколько месяцев работы? Много ли приносят пластика на переработку? Есть ли заказы на изделия?

В последние месяцы увеличился приток людей, нас узнают, заходят к нам. Приятно, что те, кто приезжает в Батуми, уже знают о категориях и видах пластика. Возле нашего офиса размещен контейнер, где можно отставить пластиковый мусор. И сейчас мы два раза в день забираем пластик из контейнера. Если раньше приходило несколько человек в неделю, то сейчас несколько человек за день.

Заказы тоже есть. Недавно мы делали сборную полку на колесиках для косметолога в массажный салон. Заказчица посчитала, что ей дорого заказывать из России, ей понравился наш материал, что его можно дезинфицировать, протирать, удобно и легко перемещать.

Также делали медали для спортсменов. Это был первый триатлон в Батуми, который организовали экспаты, и мы изготовили для них медали из переработанного пластика. Много пришлось обрабатывать вручную, но мы хотели в этом проекте поучаствовать.

Начали производить зеркала, вывески. В заведении Sakhli проходила выставка, для них мы сделали вывеску с надписью «Наука тут». Очень классно, что люди приходят также и со своими идеями.

– Есть ли какие-либо задумки и идеи на будущее, которыми вы бы хотели поделиться?

На будущее у нас есть большие планы — продолжать, то, что мы сейчас делаем. Планируем запустить новую технологию, где будем не вырезать из пластика, а заливать горящий пластик, из которого можно делать более сложные предметы, например, вазы.

Хотим расширяться, докупать оборудование, чтобы перерабатывать больше пластика. Привлекать таких же экологически активных, заинтересованных людей. Хотелось бы также поставить пункты по сбору пластика в других городах, потому что людям неудобно специально привозить сюда пластик на переработку из Кобулети или из Поти.

Со следующего учебного года мы планируем установить в грузинские школы контейнеры по сбору крышек. И это просветительская и образовательная часть проекта, которую мы начнем внедрять для детей.

Сортировать мусор – достаточно просто, это занимает буквально несколько минут: нужно посмотреть на маркировку товаров, которые вы покупаете, или выбрасываете. И это делать нужно, чтобы было самому комфортно гулять, чтобы наши дети, когда вырастут, купались в чистой воде, наслаждались чистым воздухом. Часто я вижу, что на деревьях висят пакеты, на земле разбросан мусор, а земля и воздух — это то, что нужно беречь.

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость