Работники лесхозов Витебского ГПЛХО помогают разрабатывать труднодоступные ветровальные участки в Червенском лесхозе.
Как отмечает lesgazeta.by, вряд ли напишешь инструкцию, как «валить» или раскряжёвывать уже поваленное ветром дерево, что оно слишком «индивидуально» — каждое лежит по-своему, да ещё в тесном сплетении с другими. Только опыт, знания, интуиция помогают вальщикам справляться с этими устрашающими завалами. Это же необходимо и при сооружении вручную лежнёвки в тех местах, куда тоже не добраться технике.
Чтобы обеспечить объём работ харвестеру, оператор сначала валил деревья под колёса машины. Очень часто проваливался на ровном месте и сам харвестер. Не идут на пользу дорогостоящей машине такие купания. Одну из них с помощью тросов и тракторов приходилось несколько раз «кантовать», прежде чем удалось вытащить из оставшейся после этого глубокой ямы.
— Пробовали загонять в торфяную почву четырёхметровый баланс, и он уходил полностью, не доставая минеральной основы, — рассказал генеральный директор Витебского ГПЛХО Сергей Данилович.
Мороз немного выручает лесозаготовителей — укрепляет создаваемые ими пути на болоте. Правда, при этом и вредит, примораживая ветви к мокрому грунту, — поваленное дерево не оторвать.
Экономисты просчитали все затраты и выгоды от реализации полученной с таким трудом древесины и её потери при заготовке. Понятно одно: покупателям безразлично, с какими затратами столкнулись поставщики. Вряд ли здесь целесообразно вести изрядно затратные лесопосадочные работы. Природа сама покалечила себя и сама залечит раны — быстро затянет их молодой порослью.