«Тяжёлые времена в жизни орангутанов», Tim Laman, США
Смотреть обязательно
WWP стремительно выходит в ряд событий, которое must see. Начав свою историю в 1955 году, в Минск итоговая выставка приезжает три последних года и только набирает в формате: всё больше площадки, всё раньше стоит Беларусь в очередности стран, где показывают финалистов, всё больше размер работ.
«Это впервые планшеты размером 1 х 2 метра, что позволяет дизайнеру экспозиции работать адекватно миссии проекта, — начинает с конкретики Андрей Ленкевич, арт-директор пространства «ЦЭХ». — Работы оценивает высококвалифицированное международное жюри, специалисты с огромным, но разным опытом и бэкграундом».
- На конкурс 2015 года было подано более 80 тысяч снимков из 120 стран мира. Из Беларуси — 25 работ, но, к сожалению, никто не победил.
«Как и из моей страны, Голландии, если это вас успокоит, — шутит куратор выставки Лоуренс Кертвег и поясняет свою задачу: — Мы показываем жизнь, как она есть — это главное. И мы принципиально поддерживаем профессиональных фотографов, а не любителей, поддерживаем специалистов нашего дела. В редакциях информагентств сейчас штатных фотографов нет, работают только фрилансеры. Это мировая практика. Поэтому важно в каждой стране показать настоящий уровень фотожурналистики».
Выставка в Минске открылась в День свободной прессы 5 мая.
WPP «зеленеет» всё больше
Номинация «Природа» в условиях конкурса заявляется давно и стала привычной. Но изменения последних лет очевидны даже для неискушенного зрителя.
В прежние годы победители показывали, как правило, два направления съёмок природы — нереально красивые, редкие кадры и, наоборот, полную разруху после катастроф. Теперь картина иная. Не только в «Природе» (с упомянутыми темами), но и в номинации «Горячие новости», в «Проблемах современности», «Людях», «Повседневной жизни» авторы документируют события в области охраны окружающей среды, энергетики, биоразнообразия. Причём делают это с присущим пресс-фотографам умением проникнуть в самые труднодоступные места и непредсказуемые ситуации.
Лоуренс Кертвег, отвечая на мой вопрос, объясняет, что в фокусе жюри была не столько сама природа, сколько злободневная тема воздействия человека на окружающую среду. Как позитивного, так и негативного. Если смотреть на экспозицию в общем плане, я предложила бы перенести её центр с социального основания на экологическое. Эта интеллектуальная стратегия, основанная на философии деконструкции Жака Деррида, помогла бы прояснить некоторые дополнительные смыслы в анализируемой «жизни как она есть». Хотя в нашей сегодняшней теме это было бы несколько преждевременно.
Повестка дня
По мнению куратора, одна из самых ярких серий проекта — «Тяжёлые времена в жизни орангутанов» (Tim Laman, США), которая показывает осиротевших детёнышей в реабилитационном центре. Полноценный рассказ о проблеме браконьерства, о приюте, работе волонтёров — это первое место в номинации «Природа».
Я выделила бы единичный снимок с высоты и сильную историю «Взрыв в Тяньцзине» (Chen Jie, Китай). Здесь произошла серия взрывов на фабрике, где собирали контейнеры для опасных отходов и одновременно происходило их захоронение. По нормативам ближайшие здания должны были стоять на расстоянии 1 км от полигона, что не соблюдалось. В результате от взрывов погибли 170 человек, включая 95 пожарных, несколько сотен человек пострадали. Разрушены 17 000 квартир, 8000 автомобилей. 800 тонн нитрата аммония попали в окружающую среду. Снимок получил третье место в «Главных новостях».
Визуально он запоминается: проецирует напряжение, обнажает множественность смыслов, вложенных в одну «картинку», своего рода карту места, где сбиты все настройки — экологические, гуманитарные, социальные, экономические.
Обратите внимание ещё на «Угольную зависимость Китая» (Kevin Frayer, Канада). Это жёсткая, внятная жанровая сцена получила первое место в категории «Повседневная жизнь» с пояснением: «Третья часть мировых выбросов двуокиси углерода в атмосферу приходится на Китай, чья энергетика напрямую зависит от угольной промышленности. Учёные и экологи называют загрязнение воздуха углекислым газом основной причиной глобального потепления».
Вот и Чернобыль. Серия «Воздействие» (Kazuma Obara, Япония) представляет обработку старых снимков из Припяти, которую автор посвящает девушке, родившейся уже с дозой радиации в 100 км от города. Прожила героиня этой серии как раз 30 лет. Первое место в номинации «Люди».
Другой конец мира — «Племя мундуруку в Амазонии» (Mauricio Lima, Бразилия). Река Тапайос, где последние 300 лет живёт это племя, будет перегорожена плотиной ГЭС, а деревня затоплена. Мундуруку считают, что имеют конституционное право жить на своей земле, но проект стоит $ 9,9 млн, и вряд ли право деревенских жителей стоит так дорого… Это одиночная фотография обречённых людей, но дети пока ещё играют у реки... И, увы, опять «Повседневная жизнь», второе место.
Вот, наконец, красивейшая природа, но нет, это «Хамелеон под угрозой» (Christian Ziegler, Германия). После вырубки лесов разрушается их среда обитания, исчезают примерно 50% от всего количества видов хамелеонов Мадагаскара. А там, в свою очередь, обитают около половины мировой популяции этих уникальных ящериц. Третье место в номинации «Природа».
Очень тяжёлая серия «Война слоновой кости» (Brent Stirton, ЮАР). Браконьеры, контрабанда, конфискация на складе, дезертир из преступного картеля. Такая вот номинация «Природа», второе место.
Конечно, это ещё не всё. Первое место в «Повседневной жизни» заняло «Антарктическое преимущество» (Daniel Berehulak, Австралия) — о совместном изучении коммерческого потенциала Антарктики. После окончания действия договора о сохранении этих земель для науки эксплуатация территорий станет возможной.
Любопытен «Штормовой фронт на пляже Бонди» (Rohan Kelly, Австралия): загорающие люди не видят ужасного цунами, который приближается к Сиднею. Это, между прочим, первое место среди одиночных фотографий «Природы».
Дайверы наблюдают за горбатым китом и новорожденным китёнком — «Говорящие с китами» (Anuar Patjane Floriuk, Мексика), второе место в той же номинации.
«Лавина, 25-27 апреля, Базовый лагерь Эвереста, Непал» (Roberto Schmidt, Германия) напоминает о трагической новости прошлого года: под стеной снега и камней погибли 22 человека, а землетрясение мощностью 7,8 балла, которое её спровоцировало, унесло жизни 8000 человек. Второе место в «Срочных новостях».
Наконец, более мирная «Сила природы» (Sergio Tapiro, Мексика) Это ночное извержение вулкана Колима, и третье место в «Природе». Мощное, прекрасное извержение, но если подытожить обзор выставки, то опасность в нем таится не шуточная.
И сразу понятно, почему WWP показывают в 45 странах и примерно в 100 городах…
Выставка открыта до 24 мая.