06.08.2019 / 07:08

Зелёный портал встретился с мастерицей Маей, которая плетёт авоськи и планирует шить фруктовки и организовать натуральные соломинки для напитков в общепите.

Вместе с семьёй Мая Терекулова живёт в Марьиной Горке. Я приезжаю туда одной из утренних электричек и немного переживаю, смогу ли с первого раза найти нужный адрес, но как только перехожу пути по железнодорожному мосту, слышу знакомый голос.

Видимо, Мая тоже думала, что я могу потеряться, или просто хотела сделать мне приятно, и вместе с детьми пошла меня встречать. Старший Гриша идёт за руку со средней сестрой Евой, а малыш Юрец напрочь отказывается спускаться на землю и буквально висит на мамином плече.

К дому идём проселочными дорогами – так спокойнее: машины здесь ездят редко и очень медленно, что делает маршрут суперудобным для многодетной мамы. Младший ребёнок, наконец, соглашается идти сам.

Уговорить Юрца, которому нет и двух лет, идти в нужном направлении, не всегда просто, да и Еву бывает сложновато контролировать – у неё аутизм, и не всегда её движения и порывы бывают предсказуемы.

В общем, мы втроём (Я, Мая и Гриша) пытаемся довести младших детей домой в целости, сохранности и желательно с хорошим настроением, а Ева с Юрцом постоянно разбегаются в разные стороны – то кому-то из них нужны сливы, то большая лужа, то камни, то улетающие воздушные шарики.

Мы идём, и я понимаю, что даже записать интервью, судя по всему, будет непросто, и у меня взникает вполне логичный вопрос: как во всей этой чехарде Мая находит время на то, чтобы плести авоськи?

Потом, правда, оказывается, что всё продумано: плетение занимает обычно около 20 минут, и Мае удаётся иногда провести это время за работой, не отвлекаясь на окружающих.

Мая, а почему именно авоськи?

– Да потому, что я это умею. Меня бабушка в детстве научила вязать авоськи. И идея Zero Waste (нулевых отходов) мне близка.  Конечно, мои сумки – это не какой-то серьёзный вид заработка. Денег с них хватает на то, чтобы пойти попить кофе в кафешке и не думать при этом, что я что-то оторвала от семейного бюджета. В общем, деньги с продаж – это мне деньги «на развлечься». С другой стороны, это мой личный вклад в экологию. Вот я сплету сколько-то авосек, и люди будут меньше пакетов использовать.

Дальше Мая рассуждает о том, как ей хочется, чтобы авоськи стали модным атрибутом и настоящим must have – чем-то обязательным.

– И вообще, авоськи – это тема. Они занимают мало места, их можно всегда иметь при себе (в сумках, карманах, бардачке машины). У меня они вообще постоянно под рукой. Мне нравится, как они выглядят, нравится тот факт, что они прозрачные. А ещё мне нравится ходить с авоськой не только за продуктами, а использовать её как сумку на прогулке – ту же книжку туда положить. Мне кажется, это прекрасно: книжка в авоське и бутылка виски. Красиво же выглядит! Прямо-таки мечта многодетной мамы: вечер, авоська, книжка и виски.

А как долго вяжется одна авоська?

– Всё зависит от инструмента. Крючком я не плету, потому что это слишком долго, а использую игличек – специальный инструмент для плетения сетей. И вот у меня есть два игличка: на четыре сантиметра и на два. Если плести игличком на четыре сантиметра, то на одну авоську уходит минут 20, а если тем, что на два сантиметра, то работы уже где-то на час.

У игличка на 4 сантиметра получаются достаточно широкие ромбы. Я как-то подсчитывала, что если работать таким инструментом, то в авоське на 10 литров получается 200 узелков. Ну а если ромбики меньше по размеру, то узелков получается больше и времени уходит, соответственно, тоже больше.

Я пробовала работать с разными размерами, но мелкая сетка мне меньше нравится эстетически, да и работать так мне сложнее. Мне надо, чтоб я могла в один присест сплести авоську, и если это значит, что надо поработать 20 минут, то это вполне реально. А если надо сидеть час, то это значит, что меня в процессе будут отвлекать дети, а стоит мне встать и ставить на месте недоплетённую авоську, кто-то из этих детей обязательно туда доберётся и всё запутает или потянет за какой-нибудь узелок и всё распустит. В общем, мне больше всего нравится вязать авоськи с крупной ячейкой.

И, кстати, чем крупнее ромбы сетки, тем меньше места занимает сложенная авоська, она проще помещается в карман, её удобнее носить с собой.

Авоськи с мелкой сеткой я как-то делала из белого хлопка, так они выглядели ажурными и нарядными, что ли. Но в маленький комочек такую сумку уже не свернёшь.

В Беларуси, кстати, иглички не продаются. Я обошла и обзвонила много рыболовных магазинов, но нигде игличков нет. Как мне объяснили, всё дело в том, что в Беларуси запрещено ловить рыбу сетью, так что к продаже запрещены и сами сети, и инструменты для их создания и починки.

Так что иглички я заказываю из Питера. Сейчас они из пластика, и это очень удобно, а в детстве, я помню, иглички были из дерева. И изначально они были шероховатыми и могли цеплять нитку, а когда ими уже долго плели, то они становились отполированными. Так что старый игличек всегда был более удобным.

И как много выдерживает одна авоська?

– Я их делаю из белого хлопка, и получаются они достаточно прочными. Я читала, что авоська – это, по сути гиперболоидная сетчатая оболочка – эдакое инженерное сооружение. Там же скользящие узлы, и поэтому нагрузка распределяется по большой площади. И хоть это хлопок, и кому-то может показаться, что такой материал не особо прочный, но я проверяла трёхлитровыми банками с огурцами – три банки авоська выдерживает без проблем (и они как раз заполняют весь объём сумки). Может, и больший вес она выдержит, но я не придумала, что более тяжёлое туда запихнуть. Ребёнок не залезет – будет орать и вырываться.

А что думаешь про авоськи за 200 долларов?

– Это классно, что экология становится модной. Пока она не будет модной и массовой, с проблемами будет очень сложно бороться. Мода – она более массовая, чем экологическое движение, и если мода подхватывает экодвижение – это правда очень классно.

И почему бы авоськам не быть тогда ювелирными, дорогими и брендовыми? Людям же нравятся брендовые вещи. Мне самой такое, правда, не надо – у меня есть свои авоськи, которые стоят дёшево. Моя наценка такая, чтобы я за два часа работы могла заработать на чашку кофе с круассаном в хорошей кафешке.

В моём случае это не работа, а просто хобби. Иногда бывает, что дети вот прыгают на батуте во дворе, а я сажусь недалеко, включаю запись лекции и вяжу авоську. Двадцать минут – и готово.

У домохозяек ведь дефицит результата труда, наша работа обычно бесконечная, а результат или особо не заметен, или быстро съедается. А тут поработала и сумку получила. Приятно!

А кто чаще всего покупает твои авоськи?

– В Беларуси это обычно молодые женщины, а вот из Германии и Израиля заказывали и мужчины. Скорее всего, они испытывают какую-то ностальгию по авоськам. Они просили даже не обычную хлопковую сумку, а чтобы я использовала грубую суконную нить, из которой раньше плели авоськи.

Вообще, я плету авоськи из хлопковой нити, которую покупаю в больших бобинах (по три или пять килограммов). На одну сумку надо около 30 граммов ниток, и если брать 50-граммовые катушки, то выходит дороговато. Но минус больших бобин в том, что у меня получается много авосек одного и того же цвета. И вот сначала у меня было 80 зелёных авосек, а потом я купила бобину белых ниток размером чуть поменьше. Но у людей же разные запросы – кто-то хочет розовую, кто-то – жёлтую, кто-то – разноцветную.

А белые авоськи удобно красить. И вот мы сейчас с Евкой экспериментируем – анилиновым красителем красим белые авоськи в синий цвет. Какие-то красим равномерно, какие-то скручиваем и заворачиваем в фольгу и получаем цветовые волны. Держится краска хорошо – сумка потом не пачкает одежду и руки при носке, да и при стирке не линяет. Мы это всё, конечно, проверяли.

Ты хочешь делать только авоськи или есть и другие планы?

– Ой, я ещё хочу шить фруктовки, но дети пока не дают подобраться к швейной машинке. Младшего скоро отправлю в садик, так смогу, наконец, этим заняться.

И есть ещё одна идея – посадить во дворе рожь ради соломы. Сейчас же много говорят о том, что надо отказываться от одноразовых пластиковых трубочек, и я предлагаю заменять их на натуральные соломинки. Многие люди (и я в том числе) любят пить ледяные коктейли, но когда лёд стучит по зубам, это очень неприятно. Одноразовые пластиковые соломинки – это плохо, а использовать металлические в общепите – это негигиенично.

Я вот из тех людей, кто забывает постоянно таскать такие вещи с собой, и если в общепите будет возможность использовать настоящую соломинку – это будет очень круто. Я и сейчас пью коктейли с удовольствием, а так это будет просто чистое наслаждение без угрызений совести.

Мы ещё какое-то время обсуждаем с Маей, насколько реалистичным может быть план по замене в общепите пластиковых трубочек на солому, она периодически отвлекается то на проснувшегося малыша, то на странные крики на улице, то ещё на какие-то звуки.

Я наблюдаю за ритмом жизни в этом отдельно взятом дворе и снова и снова задаюсь тем же вопросом: как Мая находит эти двадцать минут на авоську? Она смеётся и говорит: «А вот в новом доме у меня будет свой кабинет, который будет закрываться на ключ, и там меня никто не сможет тревожить».

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость