Представьте себе «кубик» размером в основании 50 на 50 метров и высотой c 12-этажный дом – столько воды нужно нашему сравнительно небольшому городу! Примерно такие же впечатляющие цифры касаются и канализации. Только чтобы смыть продукты жизнедеятельности гродненцев, необходимо около 3 миллионов литров воды в сутки! Думаю, теперь очевидно, что если по каким-то причинам водоснабжение нашего города прекратится даже на два-три дня – нас ждёт хозяйственный коллапс и экологическая катастрофа.
Между тем системы водоснабжения города работают достаточно исправно. Их обслуживают работники предприятия «Водоканал». В их ведении больше 100 скважин с артезианской водой, три водозабора и канализационно-очистные сооружения. Они же следят за подземным городом из водопроводных и канализационных труб, которых под городом больше чем 1500 километров (это расстояние от Гродно до Парижа). В нескольких словах расскажем о том, как вода приходит в наши дома.
Откуда берётся вода, которую мы пьём
Начало современному гродненскому вдопроводу было положено в 1876 г. В феврале того года вода поступила в дома первых 470 абонентов и несколько десятков водоразливных столбов (или просто уличных колонок). Воду брали из «чистой струи Немана» - насос качал воду просто из реки, с глубины 1,5 метра. Вся эта система была смонтирована на берегу реки на улице Пригородной (район возле старого кладбища по улице Антонова).
Воду чистили обычными песчаными фильтрами, а в 1930-х гг. начали хлорировать.
В советское время город рос чрезвычайно стремительно, в 1959–1989 гг. Гродно увеличивался на 100 тысяч жителей каждые 15 лет. Воды нужно было всё больше. И тогда гродненцы обратились к богатым залежам артезианских вод.
В середине 1960-х гг. был построен подземный водозабор «Пышки», позже подземные водозаборы «Чеховщизна» и «Гожка». Для обеспечения водой района улиц Кабяка и 40 лет Победы (теперь проспект Клецкова) был построен ещё один речной водозабор «Погораны».
Речная вода никак не могла конкурировать с артезианским водозабором. Вода из речных неманских водозаборов давно не соответствовала ГОСТам. Серьёзные отклонения от норм были по химико-биологическому составу. Содержание кишечной палочки в 1 литре воды превышало нормативы в 100-1000 раз. Поэтому для её очистки до питьевого качества требовалось большое количество реагентов (хлор, коагулянт, полиакриламид).
Традиционная технологическая система очистки воды речного водозабора «Погораны» не позволяла устранить все химические загрязнения и тем более продукты их трансформации. Нужно было постепенно отказываться от речной воды, однако для этого нужно было ещё пройти большой путь.
В начале 1990-х гг. прекратил функционировать самый старый речной водозабор на улице Пригородной, а в 2005 г. закрыт последний речной водозабор «Погораны».
Вот уже 12 лет гродненцы пьют исключительно воду из подземных источников. Подземные водозаборы «Пышки», «Гожка» и «Чеховщизна» включают в себя около 120 скважин, разбросанных по окрестностям города. Все скважины пробурены на надёжно защищённый водоносный горизонт глубиной 250 - 300 метров. Добытая из таких глубин артезианская вода имеет очень высокое качество по микробиологическим и химическим показателям, лишена нитритов, нитратов, азота аммонийного и других вредных примесей. Единственный её недостаток – повышенное содержание железа.
Как очищают подземную воду?
Скважины разбросаны по окрестностям города и надёжно защищены. От них вода поступает к специальным станциям, где вода очищается и обезжелезивается. С середины 2000-х гг. проведена реконструкция системы обеззараживания воды.
Жидкий хлор заменен на гипохлорит натрия, который вырабатывается на месте из поваренной соли с помощью электролизной установки. Поэтому при очистке воды сегодня не используются токсические вещества.
Гродненцы также основательно подзабыли тот факт, что до 2000 г. вода в наши квартиры ночью не подавалась. Сходил разок в туалет и бачок пуст… Это было связано с тем, что ночью потребление воды резко падает, а станции водозабора не могли “сбрасывать обороты” в автоматическом режиме. После того, как водоканал перешёл на круглосуточный режим работы, потребление воды гродненцами увеличилось незначительно (на 7 тыс. м3), а работать стало гораздо удобнее. Круглосуточный режим работы сетей водоснабжения оказался большим благом, ведь периодическое отключение и включение воды приводило к гидравлическим ударам, в результате коротых трубы могли разорваться и вообще понижалась их долговечность.
Нужно ли использовать фильтры для гродненской воды?
Вода, которая находится у нас «в кранах», готова к употреблению и не представляет никакой угрозы для человека. Добытая из глубин артезианская вода имеет очень высокое качество. Единственный ее серьёзный недостаток, как я уже говорил, – повышенное содержание железа, однако воду обезжелезивают на водозаборе.
В гродненской воде растворено определённое количество солей (около 300 мг/л), что придаёт ей приятный привкус. В воде практически отсутствуют органические загрязнения, тяжёлые металлы, нитраты.
А что до её жёсткости (5-6 ммоль/л), то при всех минусах, которые она привносит в кухонную утварь и сантехнику, получать кальций и магний в природном виде для человеческого организма даже полезно. Не каждая минеральная вода содержит в своём составе ионы кальция и магния природного происхождения.
Однако использование фильтров целесообразно, поскольку прежде чем попасть к нам в кран, вода проходит многокилометровый путь по трубам, состояние которых хотя и постоянно контролируется, однако может влиять на качество воды не самым лучшим образом.