Несколько месяцев назад натуралист Дэвид Аттенборо описал в интервью тот сложный путь, который проделывает альбатрос, чтобы накормить птенцов, ожидающих его в гнезде.
«Но что торчит у него из клюва? Не рыба и не кальмар, а пластик», - говорит Аттенборо.
Натуралист описывает это зрелище как «душераздирающее». Но такое поведение птиц достаточно странно само по себе, вне этических оценок. Альбатросы преодолевают огромные расстояния в поисках лучшей добычи, которую они с лёгкостью буквально вырывают из воды. Как так выходит, что эти птицы легко обманываются и возвращаются из длительных путешествий с полным ртом пластика?
Впрочем, альбатросы не одиноки в своей беде. Задокументировано, что как минимум 180 видов морских животных – от крошечного планктона до гигантских китов - едят пластик.
В кишечнике каждой терьей рыбы, пойманной в Великобритании, обнаруживают пластик в той или иной форме.
К сожалению, это касается и тех видов рыб, которые популярны в ресторанах и на домашних кухнях. Также пластик регулярно находят в так называемых морепродуктах – мидиях и омарах. В общем, самые разные животные любых размеров едят пластик, и учитывая тот факт, что ежегодно в океаны попадает 12,7 миллиона тонн этого материала, распространяется он повсеместно.
Морские животные потребляют огромное количества пластика, и это, безусловно, прямое следствие того, что пластик находится в воде. Например, зоопланктон приспособлен к тому, чтобы обрабатывать частицы определённого размера. Таким образом, количество пластика, попадающего в этот планктон, напрямую зависит от того, какая в конкретной местности концентрация мелким частиц пластика (микропластика) в воде.
«Если частица попадает в определённый диапазон размеров, она становится пищей», - говорит Мойра Шелбрейт, эколог и специалист по планктону в Институте океанических наук (Канада).
Так же, как и зоопланктон, щупальцевые цилиндрические существа голотурии, также известные как морские огурцы, не слишком разборчивы в том, что именно они едят. Они ползают по дну, собирая ртом практически всё на своём пути, добывая таким образом хоть что-то съедобное.
Один анализ показал, что эти обитатели морского дна могут потреблять в 138 раз больше пластика, чем можно было бы ожидать, и причина этому – распределение пластиковых частиц в так называемом осадке.
В случае с морскими огурцами можно говорить о том, что пластиковые частицы зачастую оказываются достаточно крупные, и голотуриям просто легче их захватывать щупальцами. Но у другив видов морских животных есть признаки, показывающие, что потребление пластика для них – более, чем просто пассивный процесс.
Похоже, что многие животные буквально выбирают такую смертельную диету. Но чтобы понять, почему животные считают пластик настолько привлекательным, нам нужно представить, как именно они воспринимают мир.
«Способность животных чувствовать и воспринимать существенно отличается от нашей. В некоторых случаях они делают это лучше, в некоторых – хуже, но процесс всегда отличается от того, что происходит у людей», - говорит Мэтью Савока из Научного центра по рыболовству в Монтерее (штат Калифорния, США).
Одно из объяснений происходящего выглядит следующим образом: животные ошибочно воспринимают пластик за знакомую им пищу. Например, пластиковые гранулы напоминают вкусную рыбью икру. Будучи людьми, мы склонны делать оценку, исходя из наших собственных чувств, но чтобы понять любовь животных к пластику, нам стоит попытаться посмотреть на мир их глазами.
Большую роль в восприятии окружающих объектов человеком играет зрение, но когда мы говорим о тех же альбатросах, то должны понимать, что они в первую очередь ориентируются по запахам.
Савока совместно с коллегами провёл эксперимент, в основе которого была идея, что для некоторых видов морских птиц и рыб пластик привлекателен из-за того, как он пахнет. В частности, они применяли диметилсульфид – который, как известно, привлекает птиц.
По сути, водоросли растут на плавающем пластике, и когда криль съедает эти морские растения, птицы и рыбы начинают есть собственно этот пластик.
И даже если говорить о визуальном восприятии, то мы не можем опираться на нашу, человеческую способность видеть предметы. Как и люди, морские черепахи полагаются главным образом на зрение в процессе поиска пищи. Однако они, судя по всему, обладают способностью видеть UF-излучение, что делает их зрение совершенно не похожим на зрение людей.
Камар Шайлер из Университета Квинсленда (Австралия) «проникает в головы черепах», моделируя зрительные возможности этих животных и затем изучает визуальные характеристики пластика, каким его видят черепахи. Также она изучала содержимое желудка умерших черепах, чтобы понять, какие виды пластмасс они едят чаще.
Вывод её исследований заключается в том, что хоть молодые черепахи и относительно неизбирательны, более старые черепахи преимущественно предпочитают мягкий прозрачный пластик. Шайлер считает, что результаты её работы косвенно подтверждают старую идею о том, что черепахи едят пластиковые пакеты, ошибочно принимая их за медуз.
Цвет пластика также играет определённую роль, хоть разные виды черепах предпочитают разное. Например, молодые черепахи чаще выбирают белый пластик, а морские птицы буревестники, исходя из данных, полученных Шайлер и её коллегами, отдают предпочтение красным пластмассам.
Помимо зрения и обоняния, животные используют и другие чувства в поисках пищи. Многие морские животные, особенно зубатые киты и дельфины, используют эколокацию в процессе охоты.
Известно, что эхолокация – невероятно чувствительный метод поиска объектов, и десятки китов были найдены мертвыми с желудками, заполненными пластиковыми пакетами, элементами автомобилей и другим мусором. Савока считает, что, используя эхолокацию для поиска пищи, животные неверно идентифицирует пластиковые предметы и ошибочно принимают их за пищу.
«Есть мнение, якобы животные невероятно глупы и едят пластик просто потому, что он оказывается рядом с ними, но это не так», - говорит Савока.
Проблема как раз в том, что все эти животные – высокопрофессиональные охотники и кормильцы, и их чувства тысячелетиями оттачивались эволюцией и нацелены на очень узкий диапазон того, что стоит считать добычей. Но так вышло, что элементы пластика порой попадают в этот диапазон.
В какой-то степени пластик привлекает всех. Он не просто похож на еду, а пахнет, ощущается и даже звучит, как еда. Выбрасываемый нами мусор имеет такие разные формы, размеры и цвета, что может притягивать любых животных.
Шайлер вспоминает, как кто-то спрашивал, почему бы не сделать весь пластик в мире синим, если эксперименты показывают, что этот цвет менее популярен среди черепах. Но другие исследования показывают, что для других видов интересен как раз синий пластик.
Поэтому, если нет универсального пластика, который не был бы интересен никаким животным, мы можем лишь сокращать общее количество используемых пластмасс. И надеяться, что трагические истории вроде той истории про альбатросса, рассказанной Аттенборо, смогут заставить людей сопереживать и задуматься о собственной роли в этом всемирном кошмаре.