Хранители территории
— Цель семинара — привлечь как можно больше людей для охраны природы, сохранения биологического разнообразия. Местные жители, в частности, могут стать хранителями Территории, важной для птиц. Более подробно про эту программу можно узнать на сайте www.iba.ptushki.org. Сегодня на тренинге 20 жителей нашего района. В их числе люди разного возраста и профессий, — рассказала Ирина Куликова, педагог дополнительного образования гимназии, руководитель «Зелёной школы» и активистка кампании «Зелёный дозор».
На сайте www.iba.ptushki.org каждый желающий может зарегистрироваться в качестве хранителя. Ресурс помогает специалистам изучать и сохранять местные Территории, важные для птиц. В центре внимания природоохранников также мигрирующие лососевые рыбы.
В республиканском ландшафтном заказнике «Козьянский» новоиспеченным хранителям рассказали и показали, что они могут сделать полезного для родной природы.
— Мы развесим гоголятники и соорудим платформы для крупных хищников: беркута, малого и большого подорлика, скопы, а также для чернозобой гагары. Параллельно будем осуществлять мониторинг ТВП-образующих видов. Для «Козьянского» это полевой лунь, чёрный аист, большой кроншнеп, серый журавль, — уточнил Максим Немчинов, менеджер ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны». На телеканале «Беларусь 1» он ведёт популярную программу «Terra incognita» «Беларусь неизвестная».
В 69 лет на вершину дерева
Чтобы дойти до места, пригодного для обустройства гнездовья для беркута, участники семинара и автор этих строк проделали нелёгкий путь по болоту. «Дрыгва» под ногами не давала расслабиться ни на минуту. Всё «ходит ходуном», один неверный шаг — и можно провалиться в трясину. А чтобы присесть и не промочить одежду, нужно было переспрашивать более опытных спутников. Оказывается, на болоте следует искать более высокие места с «идеальной подстилкой» — кукушкиным мхом.
— Болото Оболь-2 отличается от Оболь-1 тем, что тут не добывают торф. И оно ныне примерно такое, каким было в ледниковый период. Болото тянется на 10-15 километров в разные стороны. Площадь заказника около 26 тысяч га, а болота — примерно 8 тысяч. Уникальность его, например, в том, что внутри сотни озёр. На болоте много редких представителей растительного и животного мира — около 90% из Красной книги. В их числе медведи, рыси, барсуки, — рассказывает директор заказника «Козьянский» Василий Винокуров.
Особенность природоохранной территории и в том, что здесь есть болотные острова (со временем болота зарастают, но сушей так и не становятся). На одном из таких островов и решили поселить беркута.
Жильё для этого пернатого хищника на сосне высотой с четырёхэтажный дом соорудил известнейший беларусский орнитолог.
— Трудно подсчитать, сколько я за всю жизнь построил гнездовий. Примерно 700. Как я выбираю место для строительства и форму гнезда? Чувствую себя, как сегодня, например, гоголем, — шутит с серьёзным видом орнитолог, доцент Витебского государственного университета имени П.М. Машерова Владимир Ивановский. В 69 лет он в отличной физической форме. И в хождении по болотам и возведении гнездовий Владимир Валентинович может дать фору молодым. Интересно, что именно он в своё время первым нашёл гнездо беркута в Беларусском Поозерье.
На берегах озёр Рассолай и Марьинец участники семинара развесили гоголятни. Напомню, что нынче гоголь — птица 2016 года.
— В природе гоголь гнездится в дуплах старых, гнилых деревьев у водоёма. Построить гнездо и вывести птенцов на земле, как другие утки, эти птицы не могут. Поэтому им нужны «домики», как для городских птиц, — объяснил Максим Немчинов.
Болотные проблемы
Параллельно с разговорами о строительстве гнёзд речь пошла и про сохранение болотных экосистем и обитающих там видов животных. Например, в качестве альтернативы добычи торфа мои спутники рассказали про заготовку тростника и кустарника, которым зарастают болота. Их можно перерабатывать в биомассу и делать пеллеты. Так и биоразнооразие удаётся сохранить, и местные виды топлива вовлечь в оборот.
- Из Евросоюза — в болото: биобайлер, мульчер и другая чудо-техника вышли на «болотную ниву» Брестчины
Консулись и другой проблемы — комплектации штата природоохранных учреждений. Всем известно, что в заказниках крайне мало сотрудников. Например, в «Козьянском» вместе с директором всего трое. Такими ограниченными силами сложно эффективно вести природоохранную деятельность и заниматься экологическим просвещением.
Кстати, маленькой сенсацией во время нашей экспедиции стало обнаружение точного места произрастания морошки. Открытие сделал Владимир Ивановский. Местные слышали, что она растёт в здешних краях, но вот где?
Пожары на верховых болотах — отдельная больная тема. Особенно нынешним летом, когда Витебская область больше остальных страдает от возгораний в лесах. В огне погибают представители флоры и фауны. По словам Владимира Ивановского, сказались пожары на популяции тетеревиных птиц, которые устраивают гнёзда на земле. Так, очень мало на территории заказника «Козьянский» осталось тетеревов, глухарей и белых куропаток.
— В огне весной гибнут кладки, а летом — нелетающие птенцы. Верную смерть пожары сулят и зайцам-белякам, — уточнил орнитолог.
Как ни странно, для решения самой большой проблемы не требуется финансов и технических средств.
— Вы два дня ходили с нами по болоту и увидели, какая огромная территория. Где найти людей, чтобы вести мониторинг на таких обширных площадях? Вот поэтому мы и участвуем в проекте и будем рады инициативным новичкам, желающим нам помочь. Не обязательно жить возле болота. Можно и жителям Витебска, например, приезжать на выходные и в качестве хранителей территорий помогать природе, — констатировала Ирина Куликова.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Экотуризм на беларусском Севере: в гости к бакланам и лосям на озеро Освейское