Всё началось с теплицы
Идея использовать ветер как энергию пришла при наблюдении за парусностью тепличной плёнки.
– Было очень интересно, что даже при очень небольшом, практически даже не ветре, а движении воздуха возникало внушительное давление на плёнку, что создавало дополнительные трудности при работе с обслуживанием теплиц. Это и дало толчок к созданию парусных конструкций, – рассказывает Леонид Сайко.
Начались многочисленные опыты лунинецкого изобретателя.
В 2014 году у Леонида уже была металлическая конструкция и первые экспериментальные образцы парусников. Металлическую конструкцию лунинчанин сделал из подручных средств, паруса смастерил из шторок для душа.
– Первые опыты проводились в горизонтальной плоскости оси вращения конструкции, так как изначально самой главной задачей была необходимость вернуть парус в исходное положение, не создавая отрицательной тяги. И когда эта задача была решена, стал вопрос усиления тяги, – лунинецкий изобретатель свободно оперирует техническими терминами. К своему изобретению мужчина пришёл сам, путём опытов, иногда нужную информацию подсматривал в Интернете.
– Смотрите, как он работает: ложится «в горизонт» и выходит в тягу, – Леонид включает на фотоаппарате видеозапись и пробует объяснить суть своего приспособления. – Когда я положил парусник «в горизонт», я заметил, что он стартовал против ветра. Даже когда оставлял один парус, он всё равно стартовал против ветра. И это меня заинтересовало.
Со слов Леонида, количество парусов должно быть ограниченным:
– Сначала я применил по три паруса и разделил на два яруса, всего – шесть парусов. Это была первая конструкция…
У конструкции выявились недостатки: слабая тяга и шумность. Эту проблему Леонид решил при помощи контрразворотников, увеличения площади парусов и корректировки углов атак. Тогда изобретателю не давали покоя «хлопки»: при вращении паруса довольно громко «пришлёпывались» к металлическому каркасу.
– Я начал думать, как убрать эти шумы. Когда парус имеет ось разворота на конце, хлопает резко. Я сместил ось разворота, и он стал уже тихоходным, – делится опытом Леонид.
В поисках ветра смастерил вышку
Леонид Васильевич родом из деревни Бостынь. Там же, в Бостыни, он и экспериментирует с парусниками. Парусники увлекли мужчину настолько, что теперь он посвящает им всё свободное время.
Поначалу, два года назад, эксперименты начинались с того, что Леонид цеплял прицеп к легковому автомобилю, грузил на него металлическую конструкцию и выезжал в поле в поисках ветра.
Местные с интересом наблюдают за опытами Леонида.
– Идут люди с работы, а я как раз выехал в поле с парусами, подошли. Спросили, можно ли посмотреть издалека. Можно. Так и начали мне помогать…
Устанавливал конструкцию, размещал паруса, ставил штатив с фотоаппаратом, включал видеосъёмку и бежал к конструкции, чтобы на видео показать, что парусник движется против ветра. Иногда работу отца запечатлевает на камеру его дочь.
Но в этом процессе Леонид главным называет другое:
– Сколько его ни ставь в исходное положение, он всё равно будет двигаться против ветра.
Позже на родительском подворье мужчина смастерил вышку. Теперь экспериментами занимается именно там. Со временем с шестипарусника Леонид перешёл на восьмипарусник, по четыре паруса в двух ярусах. Откуда бы ветер ни подул, он вращается.
– Вот я всё снимаю, оставляю один-единственный парус и буду экспериментировать старт против ветра. Это и есть изюминка этой конструкции, здесь нет отрицательной тяги при прохождении во встречном воздушном потоке. Конструкция сама крутится от ветра при наличии одного-единственного паруса.
Против ветра – не может быть?
К разработке лунинчанина поначалу отнеслись со скепсисом.
– Где бы я ни остановил этот парус, в любом месте он идёт против ветра. Я показывал многим: и доцентам с техническим образованием, и в Академии наук. Они не верили. Сказали, этого не может быть, – делится Леонид.
– Здесь уже работает восьмипарусник с контрразворотом, смотрите, он тихоходный, динамики стоят велосипедные, лампочки, он уже выдаёт какую-то электроэнергию. – Леонид включает ещё один видеофайл на своём фотоаппарате и демонстрирует, как работает его конструкция.
– А насколько сильным должен быть ветер, чтобы конструкция завертелась? – спрашивает корреспондент «Медиа-Полесья» Ольга Соц.
– Для того чтобы конструкция работала, при хороших аэродинамических парусах, которые я планирую сделать, к примеру из углепластика, достаточно одного метра в секунду и любого его направления, энергия уже будет вырабатываться.
Люди, которым Леонид показывал свою установку, отмечают, что эта конструкция гораздо удобнее лопастных ветряков, она работает без электроники, без компьютеров, нет никаких направляющих. Откуда бы ветер ни дул – она будет работать. Она безопасная, тихоходная. Не издаёт больших вибраций.
Леонид рассказывает, что ездил до этого в институт энергетики. Там поначалу загорелись, но потом всё затихло – якобы не их профиль. Мужчина говорит, что размеры его нынешней конструкции для практического применения малы.
Интересуемся, какую силу тока такая конструкция может вырабатывать.
– Я электрической частью пока не занимался, расчётов не делал. Это просто модель, как наглядное пособие, чтобы показать, как оно функционирует, какие имеет функциональные возможности. Эти паруса кустарные и не могут долго работать, просто развалятся.
Преимуществ своей разработки автор видит немало.
– Паруса легко демонтировать. Это не лопасти, что их трудно снять. Вся конструкция разборная, легко снимается. В случае если нет надобности в выработке энергии, если это, допустим, будет в бытовом применении, можно будет паруса снять, и всё. Если на даче стоит установка и не нужно, чтобы она каждый день выдавала энергию, – приехал, к примеру, на выходные человек, поставил установку и пользуется электроэнергией. Если построить ветропарк и поставить несколько таких установок, как у меня, только масштабных, то электроэнергию можно будет использовать, к примеру, для обогрева населённых пунктов. Даже при небольшом ветропарке электроэнергии хватило бы на какие-то хозяйственные нужды, – предполагает лунинецкий изобретатель.
Сейчас стоит вопрос промышленного производства конструкции и её практического применения. Но из-за ограниченных материально-технических и финансовых возможностей наладить такое производство у изобретателя не представляется возможным. Отметим, что сама конструкция в промышленном исполнении не требует больших затрат и может окупиться за короткое время. Леонид надеется, что его изобретение найдёт поддержку и интерес среди технически грамотных производственников.
Один из тех, кому Леонид показывал свою установку, как-то отметил:
– Обидно, что разработки беларусов остаются незамеченными, а спустя время видишь, как точно такое же довольно перспективное изобретение запускается в работу на Западе.