Мы видим, слышим и читаем много новостей про климатические переговоры ООН в Лиме, которые начались 1 и продлятся до 12 декабря. Но что же делает Россия? Кто в делегации? Какова наша позиция? Попробуем разобраться.
Официальная Российская делегация насчитывает 46 человек. В топ 3 входят Александр Бедрицкий (Советник Президента, специальный представитель по вопросам климата), Олег Шаманов (Начальник отдела многостороннего сотрудничества в области окружающей среды Департамента международных организаций МИД РФ) и Максим Яковенко (Заместитель министра природных ресурсов РФ).
Среди представителей делегации есть работники посольства, Гос. думы, университетов, институтов, министерства и даже Сбербанк (Всеволод Гаврилов - директор департамента по энергоэффективности и природных ресурсов Сбербанка России). Участие в переговорах также принимает Константин Романов - Начальник отдела ОАО Газпром. Почему в официальную делегацию вошел представитель компании, которая является одним из самых крупных в мире добытчиков ископаемого топлива пока не известно. Одной из причин может быть предложенный в Бонне механизм наложения ряда финансовых обязательств на крупнейшие нефтяные, газовые, угольные и цементные компании мира, среди которых числится Газпром.
Фондом им. Генриха Белля и организацией Climate Justice был опубликован доклад, посвященный вкладу крупных компаний в глобальные выбросы парниковых газов и механизм «потерь и ущерба» (Loss&Damage). Авторы доклада предлагают обязать компании расплатиться за ущерб, который они нанесли климатической системе и указывают на уже существующие международные механизмы оплаты ущерба (в частности, от нефтяного и радиационного загрязнения).
1 декабря глава российской делегации Александр Бедрицкий разместил заявление к переговорам в Лиме на сайте Кремля. Александр Иванович отмечает важность включения количественных обязательств сокращения выбросов/вкладов в текст соглашения, что обеспечит "амбициозность" намерений Сторон.
"Ключевым элементом" была отмечена адаптация. "Необходимо учитывать имеющиеся обязательства развитых стран по оказанию финансовой и технологической помощи на поддержку мер по адаптации в развивающихся странах и созданный недавно финансовый многосторонний механизм – Зеленый климатический фонд, – имеющий "окна" финансирования как для смягчения последствий, так и для адаптации" - пишет господин Бедрицкий.
Интересно, что в письме предлагается срок действия нового соглашения (которое должно быть принято в 2015 году и начать действовать с 2020)- 10 лет без пересмотра в середине срока. Это наихудший вариант из возможных, потому что обязательства, заявленные в самом начале, не будут подлежать пересмотру, какими слабыми бы они не были. Некоторыми общественными организациями поддерживается вариант на 5 лет, хотя идут дискуссии и многие говорят, что вариант на 10 лет с пересмотром лучше, т.к. на 2025 год от стран ожидаются слабые обязательства.
Россия будет продолжать оказывать содействие "в качестве добровольных взносов в международные организации и финансовые механизмы, включая Зеленый климатический фонд".
3 декабря на переговорах в Лиме Российская Федерация озвучила предложение внести изменения в статью 4.2 "Стороны, являющиеся развитыми странами, и другие Стороны, включенные в Приложении I, берущие на себя конкретные обязательства".
Олег Шаманов сказал, что он считает целесообразным представить проект решения здесь, в Лиме, потому что переговоры по Парижскому соглашению на решающем этапе. Господина Шаманова удивила оппозиция некоторых стран по этому вопросу. Он считает, что этот пункт не менее важен, чем другие. Необходима серьезная экспертиза, поэтому контактная группа открывает возможность для всех, чтобы привлечь и, возможно, принять решение. Необходимо сосредоточить внимание на Париж и его исход - успех в Париже. Предложение России стремится именно к этому. "Сожалению, что этот вопрос занимает так много времени" - говорит Олег Анатольевич.
В предложении РФ сказано: "Принимая к сведению изменения в экономическом и технологическом развитии, которые произошли с момента принятия Конвенции в 1992 году и продолжают меняться, Россия Федерация считает первостепенной важностью четко указать на необходимость периодического пересмотра Приложения I и II к Конвенции в свете наиболее современной научной информации, объективно отражающей динамику и реальность текущего социально-экономического развития Сторон Конвенции."
В пункт 4.2 предлагается вставить фразу: "дальнейшие рассмотрения поправок к спискам в приложениях I и II должны проводиться на периодической основе, как это определено Конференцией Сторон, до тех пор, пока цель Конвенции не будет достигнута ".