Справочно. В Ивацевичском районе расположен заказник «Выгонощанское» с заболоченными лесами и поймами рек. Лоси здесь водятся. На участке есть и предупреждающий знак, но ни сеток, ни переходов нет.
Кстати, сетка - это не самое лучшее решение. Животные бегают по дороге вдоль неё в стрессе, так как не могут найти выход. Попадают они в ловушку через развязки, где сетки нет, или через открытые калитки. Не будут работать и переходы, которые строят там, где удобно проектировщикам, а не медведям, лосям, косулям.
Экологическая общественность не первый год говорит о том, что следует исследовать миграционные потоки животных, строить подземные и надземные переходы над трассами в местах миграции представителей фауны.
Отметим, в нашей стране строят подземные переходы для лягушек. Например, один из проектов реализовали в Березинском биосферном заповеднике.
Первый подземный переход для животных обустраивают на трассе М6. Однако, приучить животных пользоваться им – та ещё задача.
– Недостаточно построить переход, назначить точку, нужно научить животных туда ходить, – рассказывает главный эколог ГП «Белгипродор» Елена Роговая. – Сеткой должны быть обозначены не только миграционные коридоры, но и весь лесной массив. Высаживаются кустарники, деревья, растения, которые любят пожевать обитатели леса. Устраивают солонцовые подкормочные площадки. На начальной стадии иногда раскладывают запахи и разбрасывают фекалии. Если животные поймут, что в тоннеле безопасно, последующие поколения будут использовать этот переход.
Как рассказал консультант управления биологического и ландшафтного разнообразия ведомства Виталий Корейчук «СГ», в конце 2016 года в НАН разработали целую схему основных коридоров миграции. Эта карта есть у всех организаций, связанных со строительством дорог.
Однако, по словам Виталия Маратовича, есть одна проблема — в природоохранном законодательстве не прописаны четкие требования и правила по возведению надземных переходов, поэтому их и не строят. Но она решается:
— В апреле этого года наше ведомство совместно с МВД и Минтрансом разработало комплекс мер о предупреждении ДТП с животными на дорогах. По этому документу БЕЛДОР НИИ поручили к концу 2019 года создать каталог типовых решений по строительству надземных переходов.
Как сделать дороги безопасными для автомобилистов и для зверей?
Во многих странах для этого делают экодуки - специальные широкие переходы для зверей над трассой, с почвой, деревьями и кустами. Стоимость такой конструкции высокая, но и эффективность тоже. Трубы-тоннели, которые могут располагаться под дорогой, обычно не подходят для копытных, поэтому этот вариант не гарантирует настоящей безопасности на дорогах.
«Ограждения должны направлять животных к экодукам, специальным экологическим мостам, но в Беларуси ограждения ставят, а на экодуки денег нет. Олень или медведь, известный миграционном инстинктом, идет вдоль металлического забора, пока не найдет отверстие или проход для второстепенной дороги на перекрестке, через который попадает на трассу и уже не может с нее уйти», - говорит Александр Винчевский, директор общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны».
АПБ обратилась в Минприроды с письмом, в котором просит поспособствовать тому, чтобы сети без возможности установления экодуков не использовались, а там, где уже есть ограда, сетку оставили только на самых опасных участках.
«В случае наличия технологических разрывов в сети, аналогичный разрыв должен быть и на противоположной стороне ограждения», - говорится в письме.
Радует, что вопрос обсуждают. Остаётся решить главную проблему — найти финансирование под строительство надземных переходов.