Куда они вывозят свой мусор, если полигоны запрещены или закрываются один за другим? +1 рассказывает о трансконтинентальных перемещениях отходов.
Масштабная свалка в Африке
Около 30 лет назад страны всего мира начали захоронение мусора в Африке. Сковываемые рядом экологических ограничений, Европа и Америка повезли отходы на полигон Олусосан площадью 40 га в Нигерии, недалеко от города Лагос. С 1992 года население города стремительно росло, и полигон стал центральной его частью, одновременно домом и местом работы для многих нигерийцев.
При исследовании происхождения отходов выявилось, что около 77% мусора ввозится из стран Европы и Евросоюза — Германии, Великобритании, Бельгии, Нидерландов, Испании. Примерно 15% делят между собой США и Китай. Остальное приходится на долю Нигерии.
На свалке Олусосан захоранивается главным образом электронный мусор. Например, в 2006 году сюда привезли 2 885 999 тонн отходов, среди которых 536 475 тонн — из Германии. Параллельно появлялись европейские ограничения на перевозку опасного электронного мусора — среди них Базельская конвенция. В итоге в 2010 году сюда привезли 600 000 тонн отходов, 30% которых было нелегальным. В 2015 году число незаконно ввезенного мусора достигло 90%.
В 2015 году были обнародованы планы о закрытии полигона к 2022 году, но при отсутствии альтернативы, он продолжил работать. При этом появились планы по его модернизации, и в 2016 году власти страны создалидля этого рабочую группу из различных ведомств, срок для реализации проекта — 10 лет.
В настоящий момент на полигоне в Лагосе активно ведутся работы по рекультивации свалки: внедряются новые технологии захоронения отходов, разрабатывается строительство участка в 88 га, где планируется расположить ультрасовременные весы, систему фильтрации и очистки сточных вод, инфраструктуру для переработки отходов в энергию завода.
Содом и Гоморра Ганы
Еще один африканский регион печально известен свалкой Агбогблоши, недалеко от Аккры, столицы Ганы в Западной Африке.
Упомянутая выше Базельская конвенция имеет одно положение, которое разрешает экспорт электроники для повторного использования и ремонта. Страны Европы и Америки активно им пользуются и везут в Гану старую электронику, объемы которой, согласно данным ООН, ежегодно составляютболее 50 млн тонн. Однако европейские страны и Америка отрицают, что это электронный мусор. В документе говорится, что технику везут в Африку в том числе как гуманитарною помощь урбанизирующемуся региону.
Так или иначе, электронный мусор в Агбогблоши копился. При этом у Ганы не было нормативных положений и строгих руководящих принципов по ввозу подержанной электроники и ее надлежащей переработки. Местные жители стали извлекать из приборов ценные элементы с целью продажи. Последствиями подобной работы стали ожоги, повреждения глаз, легких и спины, тошнота, анорексия, изнурительные головные боли и респираторные заболевания. Большинство работников свалки — мальчики в возрасте от 10 до 18 лет — умирают, не дожив до 30 лет.
В конце 90-х годов население в регионе росло, границы места жизни людей и ядовитого полигона размылись. Воздух и почва были отравленытяжелыми металлами. Одновременно, из-за приезжих и развития теневого бизнеса «переработки» электроники, вырос уровень преступности, за что регион прозвали «Содомом и Гоморрой» Африки.
Недавно правительство Ганы объявило о строительстве здесь интегрированного предприятия по утилизации электронных отходов — этот проект уже заложен в бюджет на 2019 год. Планируется создать работающую сеть центров непрерывной поставки старой электроники для переработки, которая даст более 22 тыс. легальных рабочих мест. Осуществить проект помогут иностранные инвестиции, что одновременно должно повысить экономическую привлекательность региона.
Нешелковый путь электронного мусора
Африка не единственная принимает старую технику. Америка, к примеру, 93% транспортируемой электроники везет в Азию. Но рекордное количество электронного мусора в Китае поступает из самого Китая, где появилась «столица» электронных отходов — город Гуйю в провинции Гуандун. В 2000-х годах после серии журналистских материалов город получил славу«мирового кладбища техники».
Каждый год сюда привозят от 50 до 100 контейнеров со старой электроникой. Местные «специалисты» подвергают отходы кустарной переработке — извлекают из них цветные металлы, пластик, алюминий.
Свалка занимает примерно 52 кв. км, еще около 15 кв. км разбросаны по четырем окрестным деревням. На них работает несколько десятков тысяч местных жителей. Для города это стало своего рода специализацией, для некоторых семейств — бизнесом. Однако, свалка стоила жителям здоровья — тяжелыми металлами оказались отправлены вода и почва региона, возросло количество выкидышей.
Мировые экологические организации, в том числе Гринпис, обратили внимание на Гуйю. Китайское правительство утвердило комплексную схему решения проблемы загрязнения региона электронными отходами. Гуандун был реконструирован — кустарные предприятия переместили в специально оборудованный промышленный экопарк, а большую часть мастерских объединили и расположили в Национальном парке экспериментальной промышленности циклической экономики.
Также Китай принимал пластик и пластиковый лом от 27 стран Европы и стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. В 2013 году сюда ввезли 7,3 млн тонн пластиковых отходов. В июле 2017 года Китай известил ВТО о прекращении приема 24 видов мусора и о планах наладить процесс обращения с собственными отходами. Правительство нацелено сократить количество поступающего на свалки бытового мусора с 502 тыс. тонн в 2015 году до 477 тыс. тонн к 2020 году, вложить $1,4 млрд в сортировку и начать перерабатывать как минимум треть бытовых отходов.
Элитный приемщик мусора
Швеция также стала страной, принимающей мусор. В 2014 году она импортировала 2,7 млн тонн мусора из других стран, в том числе из соседней Норвегии. Но в Швеции, в отличии от Азии и Африки, это случилось полностью легально и запланировано. Стране, в течение последних десятилетий, удалось добиться колоссальных объемов переработки.
По данным местной ассоциации по управлению отходами Avfall Sverige, в Швеции утилизируется 99% бытовых отходов. Причем на вторичную переработку идет примерно половина отходов. Из другой половины своего мусора страна сделала источник энергии.
В Швеции работает более 30 станций, которые совокупно производят энергию, достаточную для отопления почти 1 млн домов и обеспечения электричеством около 260 тыс. домохозяйств. При этом в стране используются самые передовые технологии — число вредных выбросов от сжигания в атмосферу составляет 0,1%, на остальные 99,9% дым состоит из нетоксичного углекислого газа и воды.
Система оказалась настолько отлаженной, эффективной и прибыльной, что теперь Швеции выгодно принимать мусор из других стран, а многим странам Евросоюза выгодно его отдать — там действует запрет на полигоны и отвезти мусор в Швецию лучше, чем платить штраф, тем более, что Швеция принимает мусор бесплатно. Таким образом, Швеция тоже стала страной, принимающей чужие отходы, но использует его с экологической выгодой — перерабатывает отходы в энергию.