08.02.2017 / 11:02

Экологически ответственный бизнес в Беларуси — это пока ещё что-то новенькое. Тем не менее, понимание важности экологической составляющей в любой деятельности постепенно добирается и до умов белорусов. Сегодня местные власти стремятся придерживаться идеи устойчивого развития, составляются целые стратегии на пятилетки вперёд. Однако на практике эти идеи приживаются с трудом. Гродненский гастробар Werden пытается честно сортировать свои отходы. Но из пластика забирали только бутылки. Кулинарному тренду — покупать и готовить из местных фермерских продуктов — тоже не получается следовать. Почему идеи устойчивого развития у местных заведений трудно применимы на практике?

В редакцию Гродненского Зелёного портала обратилось руководство гродненского гастробара Werden. С момента своего открытия бар позиционировал себя как бизнес, который будет стремиться соответствовать идеям устойчивого развития. Однако, обладая теоритическими знаниями, на практике появились проблемы.

Раздельный сбор пластика оказался бессмысленным занятием

С первого дня заведение взялось за раздельный сбор отходов и обучает этому свой персонал. Гастробар отдельно собирает металл, бумагу, батарейки, стекло, с утилизацией ламп и бумаги помогает гродненская фабрика «Акцент». К слову, руководство «Вердена» у себя дома также раздельно собирает мусор, и надеется, что такому примеру будут следовать все сотрудники. Кроме этого, в помещениях гастробара все лампы заменены на энергосберегающие, персонал старается экономить воду и электричество (например, работает такое простое на первый взгялд правило «Если в помещении никого нет, значит, свет гореть не должен»).

Мы хотим, чтобы наши сотрудники работали в современном европейском ресторане, который будет не хуже, чем, например, в Санкт-Петербурге. Гродно находится в очень выгодном положении, люди здесь готовы принять различные экологические тренды, — считают в гастробаре.

Однако не обошлось без сложностей: проблемы возникли с раздельным сбором пластика.

— Мы договорились со спецавтохозяйством, чтобы нам поставили отдельные баки под стекло и пластик. И тут возникли вопросы, что можно туда кидать, а что нет. Мы написали письмо директору спецавтохозяйства, чтобы нам разъяснили этот вопрос. Получили ответ, начали делать так, как там было написано. А потом приехали работники спецавтохозяйства забирать мусор, и это выглядело так: они перевернули жёлтый бак с пластиком и лопатами начали грузить в машину только пластиковые бутылки. На вопрос — почему, было сказано, что они только пластиковые бутылки забирают на переработку. Всё остальное — полиэтиленовая плёнка, крышки и так далее — не забирается и не перерабатывается, — рассказали нам в гастробаре.

На вопрос, что есть письмо за подписью директора, где говорится другое, что всё это можно сдавать на переработку, работники ответили, что директор сам всего не знает.

— С бумагой, металлом и стеклом проблем нет, а вот решить вопрос с пластиком мы не можем. У нас изначально стояли баки для пластика на кухне и в помещениях, и мы полностью его сортировали, оказалось, что делать этого не надо. Получается, информация везде одна, а по факту всё делается совсем иначе, — добавили ребята.

К слову, из баков для раздельного мусора, которые стоят около жилых домов, тоже забирают только пластиковые бутылки.

Раздельный сбор мусора — это вопрос цены баков и обучения сотрудников. Но волнение предпринимателей понятно: не хочется тратить силы и ресурсы на то, что никому не нужно и не несёт никакой пользы. И вполне резонен вопрос — куда едет отсортированный мусор и как его в итоге перерабатывают?

По планам, с 1 марта начнёт действовать новый подход к раздельному сбору твёрдых бытовых отходов. Ещё неделю назад специалисты из «Спецавтохозяйства» не могли внятно разъяснить, как нужно будет правильно сортировать мусор по новым нормам. Но в «Гродненской правде» появилась информация о том, что можно бросать в специально предназначенные контейнеры, а что нельзя.

Также буквально вчера читатели газеты могли задать специалистам вопросы по правильной сортировке мусора. Первый вопрос был по пластику. Оказывается, теперь все пластиковые отходы можно бросать в соответствующий контейнер:

Завод по утилизации и механической сортировке отходов уже работает в тестовом режиме, ведётся отладка технологической линии. Принимается весь пластик, который поступает из города и в смешанном мусоре, и в раздельном. Раньше никто не брал белую молочную бутылку, сейчас весь пластик идёт в переработку. Не бросайте его в общий мусор, а собирайте отдельно.

Уже долгое время Гродно ждёт официального открытия мусороперерабатывающего завода. Его уже поторопились назвать новой туристической фишкой города, куда можно будет ходить с экскурсией. Пока же сроки открытия постоянно переносятся. Известно, что уже несколько месяцев на завод потихоньку завозят мусор и тестируют оборудование. В последний раз открытие перенесли на середину февраля, но опять-таки — без конкретной даты.

Если мы говорим про экологическую политику государства, то странно, что никакой поддержки и бонусов для юрлиц, которые стремятся сами придерживаться идей устойчивого развития и обучать этому сотрудников — нет. В то же время в ряде европейских стран подобная инициатива всячески поддерживается на государственном уровне.

Следовать тренду готовить из местных продуктов не получается

Ещё один момент — сотрудничество бизнеса с местными фермерами, которые занимаются органическим хозяйством. Казалось бы, такое сотрудничество могло бы быть обоюдно выгодно всем сторонам, но здесь выходит на первый план большая политика.

Как оказалось, фермеры ориентированы на массовое производство, и привозить для какого-нибудь кафе, например, 25 кг органического картофеля им не выгодно. Для крупных фермеров это не выгодно по той причине, что они делают декларации соответствия пищевой продукции и маркировки согласно техническому регламенту ЕврАзЭС. Фермеры выращивают свою органическую продукцию и отправляют её на большие предприятия. Им так проще и спокойнее.

Фото pixabay.com
Фото pixabay.com

Фермеры поменьше реализуют продукцию через посредников, которые закупают тонну здесь, 100 кг там, потом делают документы и отправляют, например, в Россию.

Юридическим лицам в Беларуси нельзя просто так пойти на рынок и купить свежую зелень и продукты у фермеров. Они по закону не имеют права использовать продукцию, которая не имеет декларацию соответствия на каждый вид продукции. Фермеры, производящие небольшое количество продукции, декларацию соответствия не делают.

Из-за таких законодательных ограничений и рамок Таможенного Союза кухня не может развиваться в соответствии с какими-то трендами. Трендовая же кулинария завязана на локальном производстве, регионализм очень важен. Тот же гастробар Верден вынужден привозить картофель из Минской области, шпинат — из Брестской области. Понятно, что это менее выгодно, чем если бы они закупались у фермеров на месте. Поэтому руководство гастробара всерьёз рассматривает возможности самостоятельного выращивания зелени и некоторых продуктов, если это будет экономически целесообразно.

Почему Гродненщина как один из ведущих сельскохозяйственных регионов, не имеет такого здорового регионализма и здесь нет приоритета местных продуктов над продукцией из других областей? Предпринимателям приходиться использовать чеснок из Китая, а не из Беларуси, только из-за наличия сопроводительных документов у первого. А ведь ещё большой вопрос, у кого экологичнее и безопаснее — у крупных производителей или мелких местных.

Наше государство стремится всё и всех контролировать. Это нонсенс — позволить юрлицу покупать продукцию у фермера без сопроводительных документов. Хотя даже на Скидельском рынке, как известно, местная служба проверяет продукцию, которую там продают. Любой нормальный фермер, который хочет продержаться на рынке больше месяца, будет заинтересован в долгосрочном сотрудничестве с местными ресторанами и не будет подставляться. Но бюрократические препоны и вал необходимых бумажек отбивают всякую охоту делать хоть что-то в этом направлении.

Автор:
Фотограф:
Вольга Корсун, vk.com/werdenbar, pixabay.com
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость