08.02.2019 / 12:02

Инвестиционная привлекательность Беларуси – задача, над которой правительство нашей страны бьется ни один год. И тут одним «тюнингом» законов и «брачными объявлениями» не обойдешься. Приходится обещать различным заморским женихам «щи пожирнее и погуще».

В результате на территории Беларуси возведены и практически готовы к работе несколько промышленных предприятий с сомнительной репутацией. Ко многим из них есть претензии по части влияния на окружающую среду, а также на жизни и здоровье людей.

В Могилеве люди всерьез обеспокоены «Омск Карбон Могилев» - предприятием по производству технического углерода. В Светлогорске  местные жители протестуют против запуска завода беленой целлюлозы.  В Бресте – против строительства аккумуляторного завода. Во всех случаях речь идет об иностранных инвестициях – российских и китайских. А значит о миллионах долларов, от которых Беларусь не хочет отказываться.

Поддержку зарубежным инвестиционным проектам оказывают на самом высоком уровне. А министр природных ресурсов Андрей Худык на встрече с противниками строительства аккумуляторного завода «Айпауэр» в Бресте прямо заявляет: «Любого инвестора надо защищать, дать возможность работать».

 

Черный снег и бессильный надзор

Возможность работать у «Омск Карбон Могилев» появится ближайшей весной. Ввод в эксплуатацию предприятия по производству технического углерода позволит создать около 450 новых рабочих мест.

Ряд уже озвученных вакансий предполагает зарплату в 650-1000 беларусских рублей. По региональным меркам – очень даже неплохую. Да и работу людям предлагают в компании, входящей в «десятку ведущих мировых производителей техуглерода».

Разумеется, хозяева завода,  обещают местным жителям и полную безопасность. Вот только первый же пробный запуск установок, закончился выбросами «сажи» в атмосферу: снег в прилегающих к производству населенных пунктах стал черным.

Экологи сделали анализы воздуха и выявили превышение предельно допустимой концентрации твердых частиц в 40 раз.

Впрочем, местная природоохрана факт выброса «не заметила», сославшись на то, что единоразовые замеры – не информативны.

«Выброс твёрдых частиц не является установленным фактом, так как в соответствии с п. 10.7 ЭкоНиПа 2017 года «Охрана окружающей среды и природопользования. Требования экологической безопасности» при проведении измерений выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в случае, если результат одного периодического измерения указывает на превышение значения нормы, для установления факта такое измерение должно выполняться повторно в течение 30 суток. Лабораторией аналитического контроля сразу же была сделана заявка на проведение данного мероприятия. Однако 20-го числа пуско-наладочные работы на заводе были прекращены, и об этом предприятие информировало нас ранее в письменной форме. То есть замеры повторно проведены не были», — отметил председатель Могилёвского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Николай Дедков на пресс-конференции в ноябре 2018 года.

Как заверили Зелёный портал в могилевском Комитете природных ресурсов, предприятие «Омск Карбон Могилев», как и в целом, свободная экономическая зона «Могилев» находится на особом контроле ведомства.

Там соглашаются, что выбросы, о которых сообщают жители области, действительно были. И произошли во время пуско-наладочных работ. Комитет выдал «Омск-Карбону» свое предписание и надеется, что когда предприятие запустится в полную силу,  все неполадки будут устранены.

«Во время тестового запуска мы бы и рады были их оштрафовать, но не имеем такой возможности», - пояснил заместитель председателя комитета Константин Тепляков.

Контролировать промышленные выбросы «Омск Карбона Могилев» будут автоматизированные системы контроля и ответственные службы Могилевщины.

Такие обещания утешают далеко не всех местных жителей. Более трех тысяч из них поставили свои подписи под документом, требующим отменить запуск завода и перенести его на территорию России.

Активисты кампании «За здоровый Могилев» готовы забрасывать письмами соответствующие министерства и ведомства, хотя уверены, что надежного инструмента, обязующего власти прислушаться к людям, в Беларуси пока нет.

«У нас на стадии общественных обсуждений к гражданам не прислушивается, мы можем хоть пять тысяч подписей собрать, результат будет один: власти «примут к сведению» нашу позицию и продолжат исполнение своих планов», - говорит координатор кампании Андрей Бодилев.

По мнению активистов, строительство опасных производств на территории нашей страны стало возможным из-за отсутствия надлежащего контроля, в том числе и общественного, за выбросами на предприятиях, а также коррумпированности властных структур.

«Задача – притянуть инвестора любой ценой. А на нарушения закрываются глаза», - говорит Андрей Бодилев.

В противном  случае, считает активист, речь идет о некомпетентности чиновников, занимающих ответственные посты, в том числе и в Комитете природных ресурсов.

«Если происходит выброс сажи, а чиновники из комитета говорят, что выброса не было,  это нельзя назвать компетентной работой».

Тем не менее, инвестор уже вложил в предприятие около $63 млн, а планирует – более $130 млн.  Беларусь рассчитывает, что в будущем, когда завод разовьет свои мощности до  производства 200 тыс. тонн техуглерода в год, он сможет не только обеспечить потребности бобруйской «Белшины», но и даст стране возможность его экспортировать.

Чем опасен «Омск Карбон Могилев»? Производство технического углерода (сажи) относится к I классу опасности и для таких производств устанавливается санитарно-защитная зона в один километр. Эта зона должна быть благоустроена и озеленена в соответствии с разработанным проектом СЗЗ и требованиями технических нормативных правовых актов, содержащих обязательные для соблюдения требования. В ней не допускается размещать жилую застройку, зоны и парки отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, а также дачи, спортивные сооружения, детские площадки, школы, детсады и т.д. Тем не менее, при строительстве «Омск Карбор Могилев» эти нормы были нарушены. Так на карте видно, что минимальное расстояние до жилых домов агрогородке Восход составляет всего 873 метра. А до ближайших полей сельхозназначения и вовсе 200 метров.  Также были нарушены и нормы озеленения прилегающей территории. Кроме того, для большинства заводов по производству технического углерода сырье доставляется железнодорожным транспортом в цистернах, при транспортировке некоторых видов сырья, застывающих и содержащих осадок продуктов, возникают значительные трудности при их сливе. Потери углеводородов в атмосферу при такой транспортировке – неизбежны.

 

Дышите глубже

Завод по производству сульфатной беленой целлюлозы по беларусско-китайскому инвестиционному договору построили на базе Светлогорского целлюлозно-картонного комбината. Генподрядчиком выступила китайская корпорация САМСЕ.

Планируется, что производство в Светлогорске ежегодно будет перерабатывать около 2,5 млн куб.м древесины и выпускать 400 тыс. т сульфатной беленой целлюлозы на сумму около $300 млн.

Сроки строительства завода постоянно сдвигались, начиная с 2015 года, но в декабре 2018 года предприятие все же заработало. Ровно тогда местные жители почувствовали «удушающий специфический запах», многие стали жаловаться на головные боли, головокружение, тошноту, астматические приступы.

Концерн «Беллесбумпром» заверял: завод пахнуть не должен. Местных жителей попросили с пониманием отнестись к возможным временным неудобствам, поскольку идет все та же отладка технологического процесса.

Очередной пробный запуск завода закончился неудачей. А в середине января местные жители отметили темно-коричневые стоки из ливневой канализации завода.

«Завод фактычна не працуе. Паўтары гады намаганняў, а яго нармальна запусціць не могуць. Гэтыя выкіды, яны нам не прымроілася. Гэта не так, што ўсталі з раніцы, панюхалі – нібыта смярдзіць, а можа і не. Смярдзіць», - говорит светлогорская активистка и правозащитница Алена Маслюкова.

Вместе с другими местными активистами, Маслюкова на днях отправилась на прием к министру охраны окружающей среды Андрею Худык, чтобы лично рассказать ему о том, как дышится людям в Светлогорске и окрестностях.

Алена Маслюкова уверена, что причина проблем с запуском завода беленой целлюлозы в Светлогорске, равно как и причина опасных выбросов в других городах страны, в том, что Беларусь сегодня не в состоянии обеспечить своим гражданам высокий уровень жизни: кидаясь на любого инвестора, она не в состоянии оценить качество тех технологий, которые предлагают использовать иностранцы.

«Калі б гэта былі не кітайцы, а фіны, ці аўстрыйцы, то нічога такого не было б. Гэта сквапнасць і эканомія», - говорит Алена Маслюкова.

Экономия на здоровье и безопасности людей в угоду валютным вливаниям – не лучшая стратегия для развития страны, уверена активиства. Однако, ожидать иного от системы, которая создавалась более четверти века, сложно.

Канешне, мы жывем у сістэме, якая стваралася больш за 25 год. У нас быццам бы ёсць заканадаўства, якое дазваляе звяртацца да ўладаў.  Пакуль маем і закон аб зваротах грамадзянаў, і прыродаахоўнае заканадаўства, і яно не благое, але там трэба пашыраць магчымасці грамадства па прыняцці ўдзелу ў абмеркаваннях будаўніцтва прадпрыемстваў на ўсіх стадыях, кантролі за выкідамі і шмат яшчэ чым. Але сёння праблема – прымусіць улады працаваць хоць у тых межах, што маем”, - говорит светлогорская правозащитница.

 

Армия снеговиков наступает

Как власти умеют пользоваться законами, хорошо видно на примере брестского протестного движения. Осенью прошлого года во время одной из акций протеста противников строительства аккумуляторного завода «Айпауэр» сотрудники правоохранительных органов задержали ростовую лису. А в начале 2019-го судили мать за то, что она слепила снеговиков, украсив их листовками против строительства.

Протест начался в городе над Бугом в начале 2018 года. Сам завод по производству свинцово-кислотных аккумуляторных батарей «Айпауэр» начали строить в семи километрах от города в СЭЗ «Брест» в конце 2017 года. Уже в январе 2018 года местные жители стали собирать подписи за остановку строительства.

Завод планировали запустить летом прошлого года. «Айпауэр» должен стать частью инвестиционного проекта стоимостью 20 миллионов евро. Подрядчик  строительства китайская «Аньхойская внешнеэкономическая строительная корпорация». Оборудование на производстве, как обещает руководство будущего завода, будет из Италии, Кореи, Дании, Франции.

Вот только местные жители не уверены, что однажды на их дома не упадет свинцовый дождь. Имея примеры из Светлогорска и Могилева, их можно понять.

Впрочем, у брестчан шансов отстоять свои дома все-таки чуточку больше, хотя бы потому, что их завод еще не построен.

 

Нужны новые законы и индивидуальные иски

Объединить усилия, а также опыт и знания протестующих из разных регионов страны призваны встречи гражданских активистов, которые организует в Минске правозащитный центр «Вясна». На днях в столице состоялась вторая такая встреча.

На ней активисты приняли решение приложить максимум усилий для изменения законодательных актов в стране, которые дали бы гражданам больше возможностей влиять на строительство и запуск потенциально опасных предприятий. А также принудили компетентные органы быть более открытыми и прозрачными в части предоставления информации о результатах мониторингов и выбросов в атмосферу вредных веществ.

По мнению юриста общественного объединения «Экодом» Григория Федорова, предела совершенству в этом вопросе нет, и быть не может.

«Да, у нас проводится государственная экологическая экспертиза, а доступа к ее заключениям – нет. Да, делаются отчеты об ОВОС, но часто они откровенно плохого качества и пишутся неуполномоченными лицами. Нередко в начале месяца обсуждения людям предлагают 10-страничный отчет, а в конце – уже доработанный 100-страничный. И эту практику нужно менять», - говорит Григорий Федоров.

Однако ожидать, что людям дадут право не просто участвовать в принятии решений, но и действительно что-то решать, все-таки сложно.

«На сегодняшний день таким инструментом не просто выражения своего мнения, но и права запретить запуск или строительство опасного предприятия, мог бы стать местный референдум. Но в истории современной Беларуси их никогда не было», - отмечает юрист.

Тем не менее, по мнению Григория Федорова, активисты не в полной мере используют и имеющиеся в их руках возможности.

«Так, в случае с выбросами сажи на подворья, местные жители получили имущественный ущерб, который намного легче доказывается и просчитается. Сейчас нужны иски в суды, которые бы рассмотрели такие дела и вынесли свои решения. Но пока их нет».

Автор:
Фотограф:
belta.by, by24.org,
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость