Greenpeace провел анализ «Уязвимость атомных станций во время военных конфликтов» и пришел к выводу, что вторжение российских войск в Украину представляет собой беспрецедентную ядерную угрозу, единственным решением которой является немедленное прекращение войны.
Сегодня 15 коммерческих ядерных реакторов страны, включая крупнейшую атомную станцию в Европе, находятся под угрозой потенциально катастрофического разрушения.
«Повреждение этих реакторов может сделать обширные районы европейского континента, включая Россию, непригодными для жизни на десятилетия», – говорится в анализе.
На Запорожской АЭС, которая производит 19% электроэнергии в Украине, расположено шесть больших реакторов и шесть бассейнов охлаждения с сотнями тонн высокорадиоактивного ядерного топлива. Три реактора работают в настоящее время, а три были остановлены с начала войны. Российские войска и военная техника находятся буквально в нескольких километрах от станции.
Собранные специалистами Greenpeace International результаты позволяют сделать вывод, что безопасность Запорожья серьезно подорвана войной. При наихудшем сценарии, когда взрывы разрушат защитную оболочку реактора и системы охлаждения, потенциальный выброс радиоактивности из активной зоны реактора и бассейна отработанного топлива в атмосферу может привести к катастрофе, гораздо более серьёзной, чем катастрофа на АЭС «Фукусима-1» в 2011 году.
При этом участки земли в сотнях километров от реакторной площадки могут стать негостеприимными на десятилетия. Даже без прямого повреждения станции работа систем охлаждения реактора в значительной степени зависит от электрической сети, наличия технических специалистов и персонала атомной отрасли, а также от доступа к оборудованию и логистике.
«К ужасающим событиям последней недели добавилась уникальная ядерная угроза. Впервые в истории крупная война ведётся в стране с многочисленными ядерными реакторами и тысячами тонн высокорадиоактивного отработанного топлива, – сказал Ян Ванде Путте, советник по радиационной защите, участник кампании по ядерному оружию и соавтор анализа рисков, – Война вокруг Запорожья подвергает всех повышенному риску серьёзной аварии. Пока эта война продолжается, военная угроза для украинских атомных станций будет сохраняться. Это ещё одна из многих причин, почему Путин должен немедленно прекратить войну против Украины».
С самого начала войны в Украине Greenpeace International внимательно следит за последствиями для ядерных установок по всей стране. Из-за уязвимости атомных электростанций, их зависимости от сложного комплекса систем поддержки и длительного периода времени, необходимого для перевода электростанции на более пассивный уровень безопасности, единственным способом существенно снизить риски является прекращение войны.
Основные выводы анализа Greenpeace заключаются в следующем:
- Запорожская АЭС, как и все реакторы с горячим высокорадиоактивным топливом, требует постоянной электроэнергии для охлаждения даже в остановленном состоянии. Когда электросеть выходит из строя, и реактор оказывается в состоянии станционного отключения, предусмотрены резервные дизель-генераторы и аккумуляторы. Но их надежность в течение длительного периода времени не может быть гарантирована. Существуют нерешенные текущие проблемы с аварийными дизель-генераторами на Запорожской АЭС, запас топлива которых рассчитан всего на семь дней.
- По официальным данным за 2017 год, на Запорожской АЭС находилось 2 204 тонны высокоактивного отработанного топлива, из которых 855 тонн – в очень уязвимых бассейнах отработанного топлива. Без активного охлаждения они рискуют перегреться и испариться до такой степени, что металлическая оболочка может воспламениться и высвободить большую часть радиоактивных запасов.
- Запорожская АЭС, как и все действующие атомные электростанции, требует сложной системы поддержки, включая постоянное присутствие квалифицированного персонала, электропитание, доступ к охлаждающей воде, запасным частям и оборудованию. Во время войны такие системы поддержки оказываются сильно подорванными.
- Здания ядерных реакторов в Запорожье имеют бетонную оболочку, защищающую активную зону реактора, систему охлаждения и бассейн отработанного топлива. Однако такая оболочка не выдерживает попадания тяжелых боеприпасов. Станция может быть поражена случайно. Представляется маловероятным, что АЭС станет объектом преднамеренного нападения, учитывая, что ядерный выброс может серьезно загрязнить соседние страны, включая Россию. Тем не менее, полностью исключать такую возможность нельзя.
- В худшем случае защитная оболочка реактора будет разрушена взрывами, а система охлаждения выйдет из строя. Тогда радиоактивность как реактора, так и топливного бассейна может свободно выйти в атмосферу. Это рискует сделать всю станцию недоступной из-за высокого уровня радиации, что затем может привести к дальнейшему каскадному вскрытию других реакторов и топливных бассейнов, каждый из которых будет распространять большое количество радиоактивности в течение нескольких недель. Это может сделать значительную часть Европы, включая Россию, непригодной для жизни, по крайней мере, на многие десятилетия и на расстоянии сотен километров. Кошмарный сценарий.
- Требуется много времени, чтобы перевести действующую электростанцию в стадию пассивной безопасности, которая не требует дальнейшего вмешательства человека. Когда реактор остановлен, остаточное тепло от радиоактивности уменьшается экспоненциально. Но всё же он остается очень горячим и требует охлаждения в течение пяти лет, прежде чем его можно будет загрузить в бетонные контейнеры сухого хранения, которые отводят свое тепло за счёт естественной циркуляции воздуха вне контейнера. Остановка реактора с течением времени может постепенно снижать риски, но это не решает проблему.
Greenpeace выражает глубокое уважение и признательность всем работникам атомных станций в Украине, включая Чернобыль, которые трудятся в экстремальных условиях для поддержания стабильности атомных станций. Они защищают безопасность не только своей страны, но и значительной части Европы.