«Чтобы было потом что детям рассказать»
Школьники вместе со специалистами «Зеленстроя» высадили в парке семь новых растений: древовидный пион, две скумпии, робинию, карагану древовидную, лапчатку и японскую cпирею.
«Мы решили посадить декоративные кустарники. Весной здесь нет ничего цветущего. А ботанический сад должен утопать в зелени с ранней весны. Об этом мы говорили с Натальей Григорьевной осенью 2016-го. Она очень хотела посадить скумпию – париковое дерево, это была её мечта», — рассказывает в разговоре с Гродненским Зелёным порталом Елена Мишенева, подруга Натальи Канюк.
Участие в посадках приняли друзья и родные историка, а также неравнодушные горожане.
«Дайте мне хотя бы немного покопать, чтобы мне потом детям было что рассказывать», — выпрашивал лопату один из пришедших журналистов, видимо, вдохновившись происходящим.
Приглядывать за растениями теперь будет школа №8 – Наталья Канюк имела к ней непосредственное отношение: в ней учился её сын Дмитрий, теперь учится её внук Евгений, Наталья Григорьевна принимала активное участие в жизни школы и многое для неё делала, в том числе помогла организовать школьный музей Дружбы народов.
По словам учителя биологии восьмой школы Светланы Повшук, сегодня есть возможность узнать все растения, которые сажал сам Жилибер в своём ботаническом саду. Но в источниках они все прописаны на латинском языке, поэтому предстоит ещё всё перевести с латыни на русский язык. Возможно, удастся в будущем выдать сборник этих растений на русском языке.
«Ухаживать за растениями будем вместе с учениками. Школа располагается вблизи от парка Жилибера, поэтому есть возможность прийти в любой день и посмотреть, в каком состоянии растения, полить и прополоть при необходимости. Мы подумываем над тем, чтобы организовать экскурсионные маршруты, ведь по программе биологии есть экскурсионные темы, когда мы изучаем растительный и животный мир в окружающей среде. Почему бы его не изучать на этой территории», — отметила учитель.
Городские власти идею возраждения сада хотят поддержать
Пока разговариваем – работа кипит: девочки не отстают от парней и аккуратно орудуют лопатами. Вокруг сажающих собирается много зрителей, которые раздают советы, как правильно сажать растения и как лучше утрамбовывать землю. За всем следит и курирует процесс Татьяна, ландшафтный дизайнер «Зеленстроя», которая теперь от этой структуры будет заниматься проектом ботанического сада.
«Сейчас всё в рабочем процессе. Я лично была у мэра, он сказал, что только “за” возрождение сада, и что мы можем брать в своё распоряжение всю территорию парка, хотя раньше шёл разговор только про небольшой участок. Но даже сегодня мы столкнулись с проблемой: пришлось сместить посадочные места, так как мы наткнулись на заасфальтированную подземную дорожку. Такие проблемы возникают всегда – иногда, например, закапывают строительный мусор. Теперь я ответственна за эти посадки, поэтому инициировала инвентаризацию, которая планируется в мае, чтобы узнать, что мы имеем на сегодняшний день. Нужно посчитать, где что находится, определить приблизительный возраст деревьев, всё что есть – перечислись, записать, пометить на проекте», — прокомментировала Татьяна.
К слову, в период Яна Кохановскго, в 1928 году, проходила инвентаризация ботанического сада: выяснилось, что там произрастало 630 деревьев и около 100 кустарников. Считалось, что в польский период ботанический сад переживал время расцвета.
Возрождением ботанического сада Наталья Григорьевна занималась больше пяти лет, который когда-то создал Жан Эммануэль Жилибер. За эти годы в парке появилось больше 70 видов уникальных растений. Собирать коллекцию Наталье Канюк помогали специалисты с разных городов Беларуси, Европы и России. Не все посаженные растения прижились, многие просто украли.
Для того, чтобы обезопасить растения от воровства, горисполком 23 января 2016 года принял решение установить 18 видеокамер. Правда, на дворе уже апрель 2017-го, а решение так и осталось на бумаге. Две камеры установили возле фонтана только к митингу 15 марта, и к охране растений сада они не имеют никакого отношения.
Тем не менее, власти декларируют, что при горисполкоме будет создана инициативная группа по возрождению ботанического сада, к работе которой будут привлекаться специалисты, организации и заинтересованные горожане.
«Она любила Гродно так, как никто другой»
«Каждый кирпичик, каждую травинку», – рассказывает Елена о причинах, почему она также взялась продолжать дело Натальи Канюк.
«Я познакомилась с Натальей Григорьевной три с половиной года назад. Я собираю кирпичи старых зданий, она – тоже. Мы с ней познакомились на улице 17 сентября – это моя любимая улица, я жила на ней в детстве, а Наталья Григорьевна на ней родилась. Мы познакомились буквально у её дома, где она родилась, и сразу, как говорят, пали друг другу в объятья. Оказалось настолько потрясающее родство душ. После этого три с половиной года мы общались практически каждый день. Я привлекла её к созданию музея тюрьмы. Она с таким энтузиазмом взялась за это дело: опросила всех старых гродненцев, подняла весь свой банк данных. Она знала людей, живших сто лет назад, как будто это люди из её ближайшего круга. Она владела энциклопедическим знаниями о истории города, его жителей и их судеб. Одно дело – знать историю кого-то, другое дело – вникать в жизнь, судьбу фактически каждого жителя исторического центра города. Я поражалась и буду, наверное, поражаться этому до конца жизни. Я не встречала больше человека, который был бы ходячей энциклопедией. Это уникальнейший человек, скрупулёзный исследователь. Если она пишет информацию, то эта информация проверена ею со всех сторон, выверена в архивных источниках – у неё была безупречно кристальная честность по отношению к документам. Она очень хорошо знала польский, английский, украинский языки, латынь. И самое главное – беззаветная любовь к городу. Наталья Григорьевна была патриотом, тратящим свои силы, энергетику, время на созидание. Её уход был громом среди ясного неба. Её уход – огромная потеря для города. Безумно жалко, больно, трудно выразить словами, хотя прошло уже три месяца», — Елена на мгновение замолкает.
Наталья Григорьевна мечтала, чтобы ботанический сад стал жемчужиной Гродно, историко-туристической достопримечательностью нашего города. И прикладывала к этому все свои силы, при этом всё делала на чистом энтузиазме.
«Я очень надеюсь на неравнодушных жителей Гродно, отзывчивые предприятия, историков, биологов. Теперь, если горисполком будет действительно всё систематизировать и прикладывать свои усилия, то ботанический сад может стать тем самым украшением города, о котором мечтала Наталья Канюк», — отметила Елена.
С введением безвизового режима в Гродно решать подобные вопросы стало несколько проще – власти сегодня сами заинтересованы в создании туристического потенциала города для привлечения туристов. Главное – чтобы делалось всё не для галочки. А то стоит в парке доска, на которой написано о возрождении ботанического сада Жилибера, а глянешь за доску, и возникает вопрос – а где, собственно, сад.
«Пусть бы городские власти исполнили мечту горожан о восстановлении дворца Четвертинских»
В гербарии Жилибера очень много цветов, лекарственных растений — он был врачом, потому и растений много с лекарственным уклоном. Но Наталья Григорьевна говорила, коль мы имеем такое пространство, его нужно развивать в сторону посадки хвойников, деревьев и кустарников, потому что лекарственные травы вытопчутся. Она мечтала в пустующем здании бывшей медицинской академии Жилибера открыть зелярню, где можно будет купить травяные чаи и выпить чашку полезного настоя, оранжерею, лабораторию и музей мецената. Рядом со зданием историк хотела разбить аптекарский огород, которым займутся студенты и преподаватели университета. Кроме того, Наталья Григорьевна нарисовала эскиз памятника Жилиберу, который мог бы украсить дворик. Дворец Четвертинских хорошо бы вписался в проект ботанического сада. Но денег на него нет – город ждет инвестора.
Со зданием бывшей медицинской академии нужно срочно что-то делать, ещё пару лет — и инвестору нечего будет восстанавливать. Из-за высоких грунтовых вод подвалы дворца затоплены, внутри здание постепенно разваливается.
Увидеть результаты этой большой работы по восстановлению сада одномоментно не получится, ведь многие растения растут десятки лет. Например, тюльпанное дерево зацветёт только через 40-60 лет, а кедры растут более тысячи лет. Но именно сегодня гродненцы закладывают основу чего-то действительно важного и ценного для будущего города. И каким оно будет – зависит от самих горожан.