Прошлый год стал одновременно наилучшим и наихудшим для глиттера. Заголовок нюь-йоркского модного журнала The Cut гласил: «В 2017 нет такого понятия как «слишком много блеска». Руководство одного лондонского паба согласилось с таким подходом и добавило блёстки в свой рождественский соус. Они заявили, что это «идеальный способ поделиться праздничным настроением».
Журнал Teen Vogue дал советы о том, как быть «новой суперблестящей тобой» на Новый год, начиная с «как сделать волосы сверкающими у корней» и заканчивая «как создать эффект диско-шара на веках». На неделе моды в Лондоне Ашиш Гупта отправил на полиум одну из моделей в майке с надписью «Больше глиттера, меньше твиттера», - это был камень в огород Дональда Трампа.
В инстаграме появилось огромное количество фотографий с тегом #glittertongue (блестящий язык).
И пока идут горячие споры о новом тренде, коллажи художницы Сары Шакил, сделанные в фотошопе, стали действительно вирусными (на них она выделяла различные объекты блёстками).
Приложение Kirakira+, благодаря которому посты в инстаграме буквально начинают сверкать, напрямую повлияло на модную индустрию.
Но блёстки – это не только веселье. Женщина в Суонси (Великобритания) почти потеряла зрение из-за Рождественской карты, когда кусочек глиттера попал ей в глаз. Одна компания придумала «Капсулы страсти с интимным напылением», которые должны заполнить блёстками вагину, но гинеколог Джен Гюнтер призвала женщин не использовать этот продукт.
Комик Деметри Мартин несколько лет назад назвал блёстки «герпесом ремесленного мира» из-за того, что их постоянно используют в сувенирах и пр. Способность глиттера долго не смываться позволила криминалистам использовать его в качестве доказательства в различных случаях.
Это же свойство блёсток сделало их популярными среди активистских кампаний – например, ЛГБТ-кампания Ника Эспиносы: в 2011 году со словами «Почувствуй радугу, Ньют!» Ник облил глиттером политика США Ньюта Гингрича.
Тем не менее, в последнее время глиттер очень активно обвиняют в том, что он вредит окружающей среде. Моря полны пластика, и волнения по этому поводу растут и проявляются во всё новых формах.
Так, на юге Англии группа детских садов отказалась от использования блёсток перед Рождеством и запретила двум с половиной тысячам своих воспитанниц и воспитанников использовать глиттер. В то же время социолог Тришия Фаррели из Новой Зеландии призвала к повсеместному запрету блёсток, сделанных из пластика.
Зачастую блёстки сделаны из протравленного алюминия, соединённого c полиэтилентерефталатом (ПЭТ). По сути это микропластик, который со временем попадёт в океан.
Алиса Хортон, научная сотрудница Центра Экологии и Гидрологии Великобритании, отмечает, что «в настоящее время нет доказательств, что глиттер оказывает негативное влияние на окружающую среду, но в полне вероятно, что соответствующие исследования будут иметь результаты, сходные с другими работами, посвящёнными микропластику».
Совсем недавно Великобритания запретила использование микрогранул в декоративной и уходовой косметике. Подобный запрет появился в США в 2015 году, но он касался только отшелушивающих средств. К сожалению, даже более строгий запрет в Великобритании не значит, что никкие блёстки теперь не смогут добраться до океана.
Доктор Ричард Томпсон, морской биолог из университета Плимута, возглавивший ислледовательский проект в 2016 году, который обнаружил, что микропластик содержится в трети британской рыбы, говорит, что блёстки – это «повод для беспокойства, но не повод бить тревогу».
Он считает, что сокращение выбросов пластика – важная задача, но «речь идёт о том, чтобы добиться этого в будущем». Вероятнее всего, блёстки составляют лишь небольшую часть всего пластикового мусора, который загрязнает окружающую среду.
«Если что-то используется в ополаскивателе для белья, то у вас возникает вопрос: для чего этот компонент там нужен? - добавляет Томпсон. - Когда блестки приклеивают к поздравительным открыткам, у меня это вызывает меньше беспокойства».
Тем не менее, не все печальные выводы научных работ на тему деструктивного влияния микропластика справедливы и обоснованны.
Шведское исследование, опубликованное в 2016 году, в котором утверждалось, что пластиковые микрогранулы, которые используются в некоторых косметических продуктах, могут вызывать нарушения развития у рыб, было жёстко раскритиковано.
В апреле 2017 года вышел отчёт экспертной группы Шведского центрального этического обзорного комитета, в котором авторы исследования были обвинены в «научной недобросовестности».
Ноэми Ламанна использует глиттер каждый день, и теперь она переживает по этому поводу: «Узнав, что блеск, которого у нас так много, и который мы так любим, сделан из пластика, я очень расстроилась».
Она стала глиттер-активисткой и рассказывает всем, кто соглашается слушать, о «маленькой грязной тайне» сверкающих частиц. Примерно год назад она вместе со своим лучшим другом создала компанию «Eco Glitter Fun», которая продаёт био-глиттер: «Мы запустили продажи в апереле, и интерес к нашим блёсткам растёт невероятно быстро».
Стивен Коттон – инжинер-химик, который помог создать био-глиттер (более экологичный аналог привычных блёсток). Учёный считает, что созданный продукт неплох: вместо ПЭТ в него добавлена целлюлоза, которую получает из древесины. Что касается эстетики, то этот глиттер блестит точно так же, как и тот, что содержит пластик.
Слюда – это ещё один материал, который рекламируется как как альтернатива блёсткам, созданным на основе пластика. Это естественный материал, крошечные частицы которого создают перламутровое мерцание в сравнении с менее бледным глиттером, и это делает его идеальным для использования в макияже.
Но со слюдой всё не так однозначно: основной источник этого материала – это незаконные добычи в Индии, на которых, как полагают, работает не менее двадцати тысяч детей. Существует и искусственная слюда, также известная как синтетический флюорологопит. Косметическая компания Lush стала использовать этот материал после того, как стали широко известны проблемы, связанные с добычей натуральной слюды.
По мнению Якуба Собика, представителя Международной организации по борьбе с рабством, слюда, выращенная в лаборатории – это не выход: «Не всё компании, добывающую слюду используют детский труд. Благосостояние многих людей зависит от этих производств. Стоит добиваться того, чтобы улучшались условия труда, а не того, чтобы индустрия полностью исчезла».
Айсель Сабахоглу, специалистка по вопросам прав детей в агентстве по оказанию помощи Terre de Hommes говорит, что появились некоторые улучшения в индустрии добычи натуральной слюды. Изменения стали реакцией на серию публикаций в СМИ о проблемах в этой области. Дети должны знать о своих правах и уметь бороться за них. Если цепочка поставок не будет связана с детским рабством и прочими «грязными» явлениями, то, вероятно, наступит «день естественной слюды»?
Возможно, популярность блёсток уменьшится, но такое развитие событий кажется маловероятным. По мнению группы бельгийских учёных, которая в 2014 году изучала эволюцию в поисках подсказок, почему мы так любим блёстки и сверкающие предметы в целом, эта страсть имеет врождённый характер и связана с любовью к воде. Наши предки в эру палеолита использовали хлопья слюды в своих наскальных рисунках.