«Это не фотомонтаж и не кадр из фильма ужасов», — так подписали на сайте фотографии, присланные читателями «Витебского курьера» и использованные на условиях анонимности. Прокомментировать факт замора Витебский Зелёный портал попросил заместителя начальника Витебской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира Вячеслава Солдатова.
— На сегодня у нас не было сигналов по замору на этом озере. Но мы должны отреагировать на публикацию, поэтому в ближайшее время проведём проверку. Мы обязательно установим, насколько достоверна информация. По фото трудно определить, что это за водоём: ограниченная водная гладь очень напоминает ручей. Вероятно, рыбу подбило к берегу, это можно определить только на месте.
Замор случается в том случае, когда рыбе не хватает кислорода. Общеизвестный способ борьбы с этим явлением — прорубание лунок, через которые воздух поступает под лёд. Однако и они не всегда являются панацеей. Некоторые арендаторы водных угодий, рассказал Вячеслав Солдатов, для обогащения воды кислородом используют компрессоры. Однако этот способ не всем доступен из-за высокой стоимости.
Как отметил собеседник, в нынешнем году из-за погодных условий заморов рыбы было значительно больше, чем в предыдущем. Температура воздуха то понижалась, то преодолевала нулевую отметку, оттепели сменяли морозы. В результате образовалось несколько слоёв наста, через которые воздух не может проникнуть в воду. Если говорить конкретно об озере Карасёво в Сенненском районе, то здесь ситуацию усугубляет небольшая глубина водоёма и обилие водной растительности.
Кроме проблемы замора рыбы, читатель «Витебского курьера» обращал внимание и на социальный аспект проблемы:
«Получается, что инспекторы вместо того, чтобы выполнять свою работу и спасать рыбу зимой, ловят людей, с которых и взять-то нечего. По их мнению, пусть рыба лучше передохнет, чем местным достанется. И так каждый год. Рыба задыхается, забивается в канавы и протоки, огромное количество её гибнет каждую весну, но до этого инспекции дела нет. А вот как ловить людей, которые просто хотят накормить детей, так инспекторы тут как тут. Это же для скольких семей могло быть подспорье, а теперь дохлая рыба просто гниёт, распространяя зловонный запах. Какой ущерб нанесён природе и экономике! Может, кто из властей хоть сейчас обратит на это внимание?»
— В Беларуси все озёра делятся на арендованные и фонда запаса, — разъясняет Вячеслав Солдатов. — Согласно главе 10 пункта 94 Правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, охрана рыболовных угодий, составляющих фонд запаса, осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами власти или специально уполномоченными ими юридическими лицами. Инспекция же является контролирующим органом, основная задача которого сформулирована предельно ясно: осуществление контроля за охраной и использованием объектов животного и растительного мира.
Так где же выход? Может быть, жителям близлежащих деревень, которые в первую очередь должны быть заинтересованы в сохранении рыбных запасов озера, стоит не искать виноватых массового замора, а озадачится тем, чтобы помочь рыбе пережить холодный период? Самое простое — регулярно рубить лунки на озере.
— Что касается фактов задержания рыбаков, использовавших запрещённые орудия рыболовства — мерёжу, они действительно были. Задержаны два гражданина, — комментирует Вячеслав Солдатов. — Почему сотрудники инспекции не должны были реагировать на это? Есть разрешённые средства рыбалки. А задержанные нарушили закон. Почему в отношении одних он должен работать, а в отношении других — нет? Тем более ловля рыбы при помощи запрещённых орудий рыболовства никак не решает проблему заморов.