Феминистский урбанизм – это теория и общественное движение о влиянии застроенной среды на женщин. Её сторонницы рассказывают о том, что значит быть женщиной в городском пространстве и с какими трудностями они сталкиваются в этой среде.
Поскольку городская среда продолжает расти во всем мире, феминистский урбанизм утверждает, что понимание того, как культурные, политические и экономические системы ограничивают и угнетают женщин, необходимо для создания будущей среды, которая будет более справедливой, инклюзивной, устойчивой и приятной для всех людей.
Феминистский урбанизм считает, что города изначально проектируются с идеей того, что основными пользователями города являются мужчины. Типичный городской житель – это белый, гетеросексуальный, трудоспособный мужчина со средним доходом, и все городские пространства созданы под его нужды.
Женщины (и другие уязвимые группы) живут в городе с физическими, экономическими и социальными барьерами, которые либо обусловлены полом, либо не соответствуют их уникальному набору потребностей. Поэтому признание женщин городскими личностями и понимание ключевых различий в том, как они воспринимают повседневную жизнь в городах (по сравнению с мужчинами), является важным шагом на пути к созданию справедливой и равноправной городской среды.
О том, с какими проблемами сталкиваются женщины в городах Зелёному порталу рассказала фемактивистка Елена.
Женщины = дети и коляски (и пока это, увы, так)
«В первую очередь я бы хотела отметить, что города должны быть дружелюбны не только к женщинам, но и принципе ко всем людям. Просто активисты и активистки заостряют своё внимание на каких-то более волнующих их моментах. Я – мама с ребёнком. Поэтому меня больше волнует безопасность и удобство города для женщин и детей.
Мне бы не хотелось, говорить, что с детскими колясками гуляют только женщины, это могут быть и папы, а ещё это могут быть инвалидные коляски, поэтому пандусы нужны всем. Но, к сожалению, пока ситуация такая, что гуляют с детьми мамы, поэтому это и звучит больше в парадигме дружественности для женщин. Нам нужны удобные дорожки, подъезды, заезды, тропинки и повороты», – отмечает Елена.
Активистка считает, что женщина с коляской должна быть способна проехать везде, без необходимости переносить коляску в руках. Кроме того, в различных учреждениях, особенно в поликлиниках, должны быть оборудованы отдельные помещения или охраняемые на улице под навесом места для хранения колясок.
«Сейчас коляску просто негде поставить, матерям не разрешают заехать в холл и её приходится просто на свой страх и риск оставлять на улице. Коляски эти, конечно, воруют», – говорит активистка.
Помимо этого, с коляской просто очень неудобно передвигаться по улицам города.
Но, конечно, в концепции дружественного к женщинам города речь идёт не только о мамах с маленькими детьми.
В первую очередь – безопасность
«Давайте откровенно: женщины в патриархальном мире по умолчанию боятся мужчин. Сложилось так, что к незнакомым мужчинам на улице мы относимся заведомо настороженно. Особенно ночью. Особенно в тёмных местах.
Здесь мы должны говорить про хорошее освещение улиц. Остановки общественного транспорта должны располагаться таким образом, чтобы ни от какого дома подход к ним не должен проходить “по кустам”, когда нужно проходить через какие-то пустыри, гаражи и стройки. Это должны быть широкие, хорошо освещённые и открытые дорожки. Никаких “злачных местечек”. Женщина в любом месте города должна в первую очередь чувствовать себя безопасно», – считает Елена.
Общемировая статистика показывает, что 80 % женщин подвергаются частым уличным домогательствам, 45 % считают, что они не могут в одиночку ходить в общественные места, 50 % вынуждены переходить улицу, когда им свистят и «девушкают», 80 % чувствуют необходимость быть постоянно начеку, пересекая местные улицы, а 9 % были вынуждены сменить работу, чтобы избежать района, в котором произошли домогательства.
Конечно, цифры будут сильно варьироваться в зависимости от страны. В Беларуси подобных исследований не проводилось, но мы можем предположить, что, идя на электричку через гаражи и стройки, беларусские женщины тоже не чувствуют себя безопасно.
Общественный транспорт не учитывает нужд женщин
Если мужчина чаще всего пользуется общественным транспортом, чтобы доехать до работы и потом вернуться домой, то женщина в течение дня ездит ещё к родственникам (потому что чаще всего берёт заботу о престарелых или больных родственниках на себя), отвозит детей на различные кружки и к докторам, занимается покупками продуктов и прочими бытовыми делами. Общественный транспорт лучше всего организован в важное для мужчин время – утром, когда все едут на работу, и вечером, когда с неё возвращаются. Поэтому женщине, которой надо попасть в большое количество различных мест по городу, бывает сложно организовать удобную логистику.
«Это, конечно, больше относится к мелким городам, особенно к городам, которые построены вокруг какого-то крупного предприятия и там действительно график общественного транспорта подстроен исключительно под работников этого предприятия», – говорит фемактивистка.
Но в целом беларусские города, по мнению Елены, должны стремиться к концепции «15-минутного города», где каждый житель и жительница города могут добраться до всего необходимого в течение 15 минут, в идеале пешком или на велосипеде.
«Не должно быть так, что дорога в офис и обратно обслуживается удобными маршрутами общественного транспорта, а в больницу или супермаркет и обратно – громоздка и отнимает много времени», – считает активистка.
Кроме того, недорогая, доступная и хорошо организованная инфраструктура имеет решающее значение для снижения выбросов углерода и отказа от использования личного автотранспорта.
«Устойчивую городскую политику, отдающую приоритет развитию общественного транспорта, можно смело назвать беспроигрышной», – считает Елена.
Мировая тенденция к переменам
Поскольку многие люди требуют большей инклюзивности во всём мире, приятно узнать, что в некоторых случаях органы, которым доверено руководить изменениями, прислушиваются к ним. Например, недавно в Глазго (Шотландия) проголосовали за принятие феминистской стратегии городского планирования в попытке решить проблему безопасности женщин в городе.
Власти города надеются, что, решая текущие проблемы, можно не только построить справедливый город, но и бросить вызов укоренившимся социальным нормам в отношении гендерных ролей.
В Мехико в рамках программы «Более безопасные улицы, более безопасные тропинки», ориентированной на женщин, на 200 километрах улиц и тропинок было установлено лучшее освещение, камеры слежения и тревожные кнопки. В сочетании с другими улучшениями в общественных местах, включая общественные туалеты и семейные заведения, уличная преступность против женщин сократилась на 29 %, а восприятие безопасности в 2018–2021 годах повысилось на 40 %.
Тут же появился и приятный «побочный эффект»: районы, которые ранее плохо обслуживались из-за плохого освещения, стали более разнообразными и посещаемыми, что положительно повлияло на развитие локального бизнеса.
Один из наиболее многообещающих примеров расширения прямого участия женщин в процессах городского планирования можно увидеть в Барселоне благодаря работе Collectiu Punt 6 – феминистского кооператива архитекторок, социологинь и проектировщиц. Они работают над переосмыслением общественных пространств с феминистской точки зрения, и уже разработали и внедрили более 400 проектов на местном, государственном и международном уровнях.
«Хотя изначально в рамках феминистского городского планирования рассматривается вопрос о том, как сделать наши города более безопасными и доступными для женщин, в действительности стратегическое планирование с учётом таких соображений делает жизнь проще, безопаснее и защищает будущее всех людей.
По своей сути феминистский урбанизм имеет решающее значение, особенно в современном мире, как средство укрепления демократии и расширения участия женщин во всех сферах жизни, особенно в городах», – считает Елена.