Глобальные температуры повышаются, и 2020 год стал жарким за всю историю наблюдений. С XIX века планета нагрелась больше, чем на один градус Цельсия, и особо заметно это сейчас в крупных городах. В застроенной среде, которая слишком часто состоит из стекла, стали, асфальта и бетона, опасные городские «тепловые острова» увеличивают риск теплового удара, – пишет Urbanarch. Особому риску подвергаются наиболее бедные и маргинализованные сообщества, поскольку они обычно живут в неблагополучных районах, где не хватает деревьев и зеленых насаждений для смягчения последствий жары.
По словам Деванши Пурохит, заместителя директора по городскому дизайну CBT Architects, экстремальная жара – это климатический убийца номер один в США. Из-за жары погибает больше людей, чем от повышения уровня моря, наводнений, засухи и других экстремальных погодных явлений. Но, как ни странно, сильная жара не получает того внимания, которого заслуживает. Уменьшение так называемых городских тепловых островов давно должно быть в центре внимания специалистов по планированию и проектированию.
В трех городах – Нью-Йорке, Копенгагене и Абу-Даби – были разработаны новые подходы как для снижения городских температур, так и для помощи сообществам в адаптации к более жаркому миру.
В Нью-Йорке есть городское управление, которое занимается темой устойчивости, а Дафна Ланди там – заместитель директора по социальной устойчивости. Ланди ищет способы, как использовать системы поддержки сообществ, чтобы снизить тем самым риски климатических воздействий.
Она говорил, что в среднем в городах может быть до 12°С жарче, чем в прилегающих природных территориях. Кроме того, в квартирах и домах без кондиционеров может быть на 11°С жарче, чем на улице. Вот почему каждый год в Нью-Йорке регистрируется более 1 100 госпитализаций и более 100 смертей из-за теплового удара.
В зависимости от района уровни риска могут значительно меняться. Благодаря Индексу тепловой уязвимости, который был разработан в партнерстве с Колумбийским университетом, городские власти теперь понимают, что 3,4 миллиона жителей Нью-Йорка очень уязвимы.
«Риск основан на факторах окружающей среды, таких как количество зеленых насаждений, но также связан с бедностью и расой», – пояснила Ланди. Ее отдел определил, что темнокожие жители с низким доходом и пожилые люди подвергаются наибольшему риску заболеть или умереть от сильной жары.
В 2017 году Нью-Йорк запустил программу Прохладные Районы – свой первый план по борьбе с экстремальной жарой – и выделил 100 миллионов долларов на целевые инвестиции в зеленую инфраструктуру и посадку деревьев в районах с повышенным риском.
В самом опасном положении находятся те, кто прикован к дому и имеет серьёзные физические и психические проблемы. Таким образом, город адаптируется к существующим рискам, обучая домашних помощников. Их задача – помогать пожилым и другим особо уязвимым людям выявлять «ранние признаки раннего теплового удара и болезней».
Нью-Йорк также запустил кампанию «Будь другом», целью которой является оказание поддержки наиболее труднодоступным жителям Нью-Йорка. По словам Ланди, во время аномальной жары программа использует «давно существующие связи» и активирует систему, в которой люди проверяют соседей, не выходящих из дома. «В системе используются проверенные средства коммуникации. Ими также пользовались во время пандемии», – говорит он.
Власти окрашивают крыши муниципальных владений в белый цвет, чтобы отразить больше тепла в атмосферу. Также они упрощают доступ к так называемым центрам охлаждения, где люди могут просто отдохнуть от изнуряющей жары, а для малообеспеченных уязвимых к теплу людей власти купили кондиционеры.
Город уже установил 74 000 кондиционеров в жилых домах, а также создал программу помощи коммунальным службам, которая предлагает субсидию в размере 30 долларов в месяц в теплые месяцы, чтобы эти новые кондиционеры действительно использовались.
Переехав в Данию, Расмус Аструп, директор по дизайну и партнер SLA, фирмы по ландшафтной архитектуре и городскому дизайну, объяснил, что города со всеми их согревающими поверхностями на самом деле являются частью климатической проблемы, потому что они усиливают тепловое воздействие и создают больше тепла.
«Города в том виде, в каком они спроектированы сейчас, очень неразумны и создают много новых проблем», – говорит он.
Но природа самодостаточна, и она предлагает лучшие стратегии борьбы с экстремальной жарой. «Природа самая умная, поэтому нам нужно переосмыслить города и сделать их более экологичными», – считает Расмус Аструп.
Он отметил, что дело в экологии в целом, а не только в количестве зелени в городах, потому что изменение климата также отрицательно влияет на биоразнообразие, которое лежит в основе всей жизни на Земле. Экологические городские решения необходимы не только для борьбы с островами тепла, но и для поддержания биоразнообразия.
Аструп сосредоточился на одной из площадей в Копенгагене как на решении сразу нескольких климатических проблем: жары, наводнений и утраты биоразнообразия. Всего через несколько десятилетий «в Копенгагене будет климат, похожий на Барселонский», поэтому Аструп считает, что таких мест нужно как можно больше.
Стандартная круговая развязка в районе, где очень мало зелени, была преобразована в лесную зону с интегрированными велосипедными полосами и трамвайными путями.
Аструп охарактеризовал проект как «сине-зеленую адаптацию к климату», в результате чего создан биоразнообразный ландшафт, который умело снижает жару и управляет ливневыми водами. «Теперь за каждым углом есть зелёная зона».
Кишор Варанаси, руководитель отдела городского дизайна CBT, приводит доводы в пользу научно обоснованного дизайна для решения тепловых проблем.
«Нам стало жарче, но какие стратегии мы можем использовать для решения проблемы? Здания, автомобили, асфальт – все это делает города ещё жарче, поэтому нам нужна многоуровневая стратегия для устранения источников тепла», – говорит он.
Существуют подходы, основанные на затенении, испарении, конвекции проводимости. Для Варанаси Универсальный индекс теплового климата - полезный инструмент для измерения тепла в окружающей среде и его воздействия на нас.
«Мы можем комфортно выдерживать температуру до 30°C, но не намного больше», – считает Кишор.
В Абу-Даби летние температуры могут быть экстремальными уже к позднему утру, выходя за зоны комфорта для людей. Чтобы уменьшить стресс, вызываемый жарой, CBT работает с заинтересованными сторонами, создавая «прохладные тропы и прохладные зоны».
Учитывая, что в Абу-Даби недостаточно воды для выращивания больших деревьев, CBT разработала архитектурные затененные конструкции, обеспечивающие «прерывистое затенение». Например, пешеход, идущий по тропинке, будет в тени одну минуту, а затем одну минуту под прямы лучами солнца. «Люди могут выдержать минуту сильной жары». Конструкции также установлены под углом, чтобы обеспечить тень в разное время дня.
Варанаси сказал, что пространство между зданиями можно без особых усилий превратить в рохладные зоны. Способов много – вертикальное затенение, зеленые стены и светоотражающее покрытие, а также термически комфортные зоны, которые могут быть «восхитительны ночью».
Лунди отмечает, что новые застройки часто проектируются с учетом устойчивости к изменению климата, но города состоят в основном из старых домов. «Нам также необходимо перенести наши старые районы в будущее».